Старые-новые «жаңа адамдар»

К чему готовят новое молодежное движение?




Акорда сообщила, что президент Токаев выступил на молодежном форуме организации «Жаңа адамдар», насчитывающей около 15 тысяч молодых активистов, и имеющей кампусы в 19 городах страны.

На встрече президент сказал много слов о роли молодежи в жизни общества, которое разделилось на два противоположных лагеря.

Одни — в верноподданческом экстазе от такой публичной акции (для них, что ни делает власть — все идеально и не подлежит никакой критике): мол, как все креативно организовано, никакой бюрократии, все так современно и стильно, по-молодежному, да и сам президент был без галстука (что, наверное, по замыслу организаторов, должно было подчеркнуть неформальный характер его общения с молодежью).

Другие — выражают давно сформировавшийся традиционный скепсис: мол, мы это уже проходили — власть, как в былые времена, собрала лояльную молодежь и решила провести пиар-акцию. Мне же кажется, что истина – посередине.

Я, как истинный сторонник вовлечения «младого и дерзкого племени» в общественную и государственную жизнь, ничего зазорного в такой инициативе не вижу. Не только Токаев, любой политик, поступил бы также, в том числе, заручаясь публичной поддержкой со стороны молодежной части электората (иные могут назвать это «заигрыванием»). Таковы законы политической жизни.

Кстати, замечу, что в последнее время Токаев слишком много говорит о молодежи, такое ощущение, что в других возрастных категориях политиков он разочаровался.

Хотя есть некоторый философско-кадровый аспект строительства Нового Казахстана: критикуя экс-елбасы, и созданную им уродливую систему, мы впали в крайность, следуя известному лозунгу из «Интернационала»: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Откровенные провалы в кадровой политике Токаева, которая напрочь отвергает все разумное, что было в ней у старого Казахстана, напоминают, что надо опираться и на его положительные аспекты.

Конечно, организовывая такие мероприятия, новая власть должна извлекать уроки из весьма печального опыта недавнего прошлого, когда тех же студентов силком загоняли на стадионы, дабы они в очередной раз выразили громкую коллективную поддержку экс-елбасы. Тогда тоже с трибун звучали правильные вещи. Но где сейчас эти молодые люди, которые клялись в любви и верности Назарбаеву?

У Токаева на съезде молодежного движения «Жаңа адамдар», чем-то напоминающее российское ультрапатриотическое движение «Наши», было мотивирующее выступление. Но невольно думаешь — а не скроены ли наши «Жаңа адамдар» по лекалам российских политтехнологов? Движение «Наши» рассматривалось Кремлём, как инструмент лояльности, подавления, пропаганды – в этом недавно признался недавно организатор этого движения Василий Якеменко в нашумевшем саморазоблачительном интервью на ютубе. Он и другие руководители «нашистов» давно уже припеваючи живут, на заработанное от оболванивания российской молодежи, в США и Европе.




А наши «Жаңа адамдар» пока известны тем (об этом пишут в пабликах), что, третируя своими выступлениями деканов и ректоров, якобы покусившихся на права студентов, устраивают шумные и бессмысленные акции. Но, помнится, потом, после сборищ на озере Селигер, российская власть послала «нашистов» сначала сжигать книги авторов, которые – «не наши», а потом устраивать провокации против лидеров и участников протестных митингов. А к чему готовят «Жаңа адамдар»?

Пока что не очень результативен разрекламированный призыв чересчур уж молодых выдвиженцев-лоялистов во власть. Несмотря на привлекательность и перспективность самой идеи вовлечения молодежи в государственные дела, приход во власть молодых да ранних «токаевцев», вызвал негативную реакцию со стороны общества: судя по всему, они не оправдали надежд. Видимо, в определении молодых фаворитов сыграли свою роль вездесущие (куда уж без них!) протекционизм, трайбализм, клановость и иные рецидивы старого Казахстана. И то, что Токаев, после общественной критики в их адрес, сразу же убрал некоторых с глаз долой (но вовсе «не из сердца вон», ибо они все еще в президентском резерве), косвенно показывает, что глава государства согласен с таким мнением. В противном случае, он выступил бы в поддержку своих протеже и защитил бы их от незаслуженных нападок. Или молодому призыву мешают самореализоваться старые традиции и старые кадры?

Что касается участников нового движения, которым, в отличие от членов других организаций, выпала честь эксклюзивно пообщаться с президентом, то возникает ощущение, будто им уже очертили границу общественной тематики и риторики, выше которой они не должны прыгнуть. Как сказано в сообщении Акорды: организация ведет «борьбу с вандализмом, незаконными свалками, продажей спиртных напитков несовершеннолетним, наркоторговлей и другими социальными болезнями, открыто и активно выражая свою гражданскую позицию».

Но такое широкое понятие, как «активная гражданская позиция» не должно ограничиваться только этими проблемами.

Уникальность нынешней, токаевской, ситуации в том, что некоторым демократическим организациям вовсе не обязательно быть в жесткой оппозиции к действующей власти: с одной стороны, президент озвучивает вполне здравые, заслуживающие поддержки, идеи и инициативы. Но с другой — деятельность его подчиненных, по исполнению этих новаций (я имею в виду администрацию президента, парламент, правительство и акимов) не выдерживает никакой критики. Сам Бог велел, любой благоразумной и желающей найти поддержку в народе организации, использовать протокаевскую, и в то же время, античиновничью риторику.

Но судя по выступлениям на форуме «Жаңа адамдар», таким организациям не суждено указывать на недостатки проводимой президентом политики: сплошные дифирамбы.

Но не бывает чисто молодежных и немолодежных проблем: неравенству и несправедливости все возрасты покорны, а молодежи, у которой нет материальной прочности, труднее, чем другим: ей надо учиться, найти работу, накапливать капитал.

Власть должна понять, что поддержка молодежи, которая бы не по команде кураторов из администрации президента скандировала приветствия в адрес главы государства, зиждется не на его громких обращениях, типа: «Я всегда говорю о том, что молодежь Казахстана – креативная… Слушая ваши выступления, вдыхая атмосферу форума, я испытываю невероятное по силе чувство гордости за нашу молодежь и уверенность за будущее Казахстана. Молодым – везде у нас дорога. Будущее нашей страны – в руках интеллектуальной, образованной, идущей в ногу со временем молодежи. Я как президент возлагаю на вас большие надежды», а на реальной государственной политике с самым широким спектром реальной поддержки идущих следом.

Но что может предложить молодежи, кроме призывов, власть, у которой экономика трещит по швам? Вопрос риторический, и, увы, не прозвучавший на упомянутом выше форуме.