Нет пророков в своем Отечестве?

О ситуации вокруг USAID и «Радио «Азаттык»


Несомненно, одной из важных тем общественно-политической жизни не только Казахстана, но и многих других стран стали решения президента США Дональда Трампа прекратить (частично - в одном случае и полностью - в другом) финансирование двух важных внешнеполитических идеологических структур влияния: независимого Агентства правительства США по международному развитию (отвечающего за управление гражданской зарубежной помощью и содействие развитию - USAID), и радиостанции Voice of America («Голос Америки» - американская международная общественная радиокомпания) вкупе с Radio Free Europe/Radio Liberty («Радио «Свобода» - международная некоммерческая радиовещательная организация, финансируемая правительством США).

Конечно, в разные времена к этим влиятельным информационным и идеологическим структурам и отношение было разным: в СССР, например, эти «вражеские» голоса нещадно глушили, но люди, тем не менее, ухитрялись их тайно слушать.

Теперь же - одни считают их истинными провайдерами общепринятых демократических ценностей, фундаментальных принципов свободы слова и борьбы с цензурой в тех странах, на которые они вещают, и где финансируют разнообразные полезные гуманитарные и социальные проекты.

Другие же – видят в них одиозных рупоров американской агитации и пропаганды, усиливающих влияние США в различных частях света, и насаждающих там чуждые аборигенам морально-этические ценности, не исключая продвижения выгодных для США геополитических нарративов и конкретных экономических проектов. А те, кто заражен вирусом теории заговора, говорят об участии США (через эти структуры) в поддержке угодных и свержении неугодных Вашингтону режимов и конкретных персон, обращая внимание на масштаб финансирования конгрессом США этих (и других) институтов и географический охват их проектов.

Мне же, многолетнему демократу-оппозиционеру кажется, что истина - посередине этих двух версий.

С одной стороны, роль в становлении гражданского общества в Независимом Казахстане USAID, Radio Free Europe/Radio Liberty трудно переоценить.

USAID известен своими образовательными, гуманитарными, научно-изыскательскими, экологическими программами и проектами, в том числе, оказывающими поддержку гражданскому обществу и независимым СМИ. То есть, тем, чем априори должно было заниматься родное государство, у которого для этого - то ли не было возможностей, то ли – желания. Поэтому зарубежному агентству приходилось тратить на эти цели деньги американских налогоплательщиков.



Про Radio Free Europe/Radio Liberty (больше известному казахстанцам, как «Радио «Азаттык») разговор особый. Напомню младому поколению, что, когда мы, казахстанские демократы, в конце 90-х вступили в борьбу с режимом личной власти Нурсултана Назарбаева, это было самое настоящее радио (в классическом понимании этого вида СМИ), которое по средним радиоволнам доходило до самых дальних аулов Казахстана и доносило наши протестные голоса. Позже «Азаттык» перешел в лоно Интернета, но голоса Батырхана Даримбета, Саясата Бейсбая и других известных журналистов, также были узнаваемы всеми казахстанцами.

Именно это радио, по большому счету, заменяло собой общедемократические СМИ (которых почти не было), и предоставляло трибуну всем представителям оппозиции, независимо от их партийной принадлежности. Это позже (особенно после прихода к власти Токаева) «Азаттык», на мой взгляд, стал более тенденциозным, встав на путь однозначного противоборства с казахстанской властью и намеренного отрицания любого позитива в ее деятельности. А, по моему мнению, журналисты «Азаттыка» должны находиться, что называется, «над схваткой», и быть равноудалены от тех или иных политических течений. К слову, в СМИ и социальных сетях то и дело появляются критические материалы от бывших и нынешних сотрудников «Азаттык», где приводятся факты относительно неблаговидных деяний здешних и тамошних начальников редакции. Не имея конкретной информации, мне трудно судить и выражать свое мнение по этому поводу, Бог им судья. Но даже, если подобные факты небезосновательны – они никоим образом не нивелируют роль и значимость этого радио в жизни Казахстана, который 30 лет жил в условиях авторитаризма и теперь пытается уйти от его одиозных традиций (без помощи независимых СМИ и демократически настроенных граждан это не получится).

Важное замечание: выступая в эфире этого радио, мы знали - все наши слова и оценки не подвергнутся цензуре или редактированию. Это подтверждает тот факт, что мы, казахстанские оппозиционеры, никогда не плясали под дудку Госдепа (как любят злословить по этому поводу некоторые наши злопыхатели), просто общедемократические ценности – универсальны и одинаково звучат из разных уст и на разных языках.

Сегодня, когда наши северные соседи развязали гибридные войны и не скрывают своих неоимперских притязаний, информационное поле Казахстана засеяно российскими и пророссийскими телепередачами и пабликами в интернете. И поэтому СМИ, подобное «Азаттыку», которое предоставляло бы трибуну истинным патриотам страны, выступающих против развязавшего братоубийственную войну Кремля, необходимо.

Существует идеологическая аксиома - любая уважающая себя страна должна задуматься: почему формированием мировоззренческих взглядов ее граждан должны заниматься агентства и СМИ других государств? Тем более, как следует из последних событий, в тех же США, субъективизм и волюнтаризм (при весьма сомнительных идеологических предпочтениях) отдельно взятого, крушащего сложившуюся мировую архитектуру, президента, будут, естественно, влиять и на внешнеполитические приоритеты принадлежащих его правительству структур. Независимый Казахстан не может быть заложником информационной и грантовой политики другого государства. Ибо всем известно, что кто «заказывает музыку» в той или иной стране, тот эту страну и «танцует».

Не забываем, что в гибридных войнах за влияние на Казахстан (на умонастроения ее граждан и политические ориентиры власти) участвуют и другие сильные игроки – Россия и Китай.

Я вовсе не против, чтобы Казахстан привлекал зарубежные гранты в образование, науку, культуру, социальную сферу, общественные знания - это общемировая практика.

Но зададимся сакраментальным вопросом: почему не так успешны и эффективны наши общественные и государственные агентства и фонды по развитию? Почему в стране так мало реально независимых, отражающих всю палитру мнений плюралистического общества, отечественных СМИ? Почему казахстанцы должны искать правду и альтернативу официозу «на стороне» - в зарубежных СМИ? Неужели нет пророков в своем Отечестве?!