ИСТОРИЯ СОСТОИТ ИЗ ИМЕН

К открытию выставки, посвященной Алле Ильчун



В Центре сближения культур под эгидой ЮНЕСКО состоялось важное культурное событие. В зале международного сотрудничества открылась выставка скульптур, посвященных Алле Ильчун – Музе Кристиана Диора. Казашке, ставшей известной моделью и нашедшей последний покой далеко от Родины.

Ее биография – одна из глав истории казахов в ХХ веке. Но имя ее вернули нам не историки. Это сделал Берлин Иришев – доктор экономических наук, философ финансов, управлявший банком, возглавивший Ассоциацию казахстанцев во Франции и неожиданно, после 60 лет, посвятивший судьбу возвращению еще одного имени в историю казахов.



Проведя годы в архивах Европы, он открыл множество фактов биографии Аллы Ильчун, написав о ней книгу. Подвижник, заряженный энергией поиска истории своего народа, он организовал десятки презентаций, круглых столов, снял документальный фильм, после которого поэты, музыканты и художники начали создавать произведения искусства, вдохновленные историей казашки, покорившей Францию.

В этом году Берлин Кенжетаевич и его сын Азамат вместе с нашим Центром организовали конкурс скульптур для будущего памятника Аллы Ильчун.

…Я смотрел на фотографии этих произведений и вспоминал другой зал – зал нашей Академии наук 60 лет назад. В тот день, выступая перед историками за трибуной, я спросил: «Прошу вас назвать мне казахские имена из истории XIX века? Вы легко назовете Чокана Валиханова, Абая и других... В XVIII-м – тоже найдется несколько имен. А в XVII-м? В XVI-м? Тишина. А имена XV, XIV века? Дальше – полная тишина. Разве не было в те века выдающихся личностей? Вы, вместо того, чтобы защищать свои диссертации, должны были защитить свой народ. Народ без истории — не народ, а просто население».

Ситуация в исторической науке с тех пор не сильно изменилась. Набор разрозненных, лишенных внутренней взаимосвязи фактов прошлого – еще не история. Подлинная история долгое время была для нас под запретом, который мы преодолевали, уходя на недоступные для ученых глубины. Многие ключевые имена биографии нашего народа открыли не историки, а писатели и геологи.

Акжан Машанов был одним из таких первооткрывателей. Маркшейдер, горняк. Именно он вернул казахам имя – аль-Фараби. Исследовав и переведя множество первоисточников, он доказал историческое право казахов на интеллектуальное наследие Второго Учителя мира. Право, которым мы до сих пор не воспользовались.

Вслед за ним мне удалось открыть и вернуть в нашу историографию еще одного героя из Дешт-и-Кипчак. Я изучал историю влияния тюрков на культурные процессы в Евразии и наткнулся в украинском архиве на средневековый материал о молодых кыпчаках, которых продавали на невольничьих рынках в Крыму на Ближний Восток и в Северную Африку. Так в «Истории Левобережной Украины» (казахские историки ее не читали) я нашел историю мамлюков и открыл имя Бейбарса – ребенком взятого в плен. Раба, ставшего султаном Египта.

В одной из писательских бесед рассказал об этом Морису Симашко и направил его на эту тему. Так родилась его повесть «Емшан», которая фактически открыла миру султана Бейбарса. Теперь к этим именам добавилось еще одно из недавней истории – Алла Ильчун.



Любой человек в жизни отвечает на два вопроса.

На первый – кто я? – он ответит опытом своей жизни.

На второй вопрос – кто мы? – ответить сложнее. Мы – наследие поколений прошлого.

С каждым таким именем в нашу историю возвращается наследие, делая наше «мы» все более культурно обеспеченным. Надеюсь, что идея создания монумента Алле Ильчун на одной из улиц нашего города получит государственную поддержку.