Геополитическая «химия»

Вечерний звонок Путина Токаеву мог быть попыткой сгладить неловкость от упреков министра иностранных дел России Лаврова в адрес президента Казахстана



Путин вечером 17 апреля неожиданно созвонился с президентом Казахстана Токаевым. Судя по всему, инициатива исходила от Кремля. В ином случае, кремлевская пресс-служба обязательно бы уточнила, что звонил казахстанский лидер. Обсуждали вопросы взаимодействия в сфере энергетики, Путин поделился с коллегой оценками хода российско-американского диалога, а еще было подтверждено, что Токаев «естественно примет участие» в торжествах в Москве 9 мая.

Однако, представляя себе, как непросто нынче складывается «химия» отношений между Москвой и Астаной, с высокой долей вероятности можно предположить, что целью этого вечернего звонка могла быть попытка Путина сгладить некоторую неловкость, внесенную в эти отношения личными упреками министра иностранных дел России Лаврова в адрес президента Токаева. В интервью газете «Коммерсант» два дня назад глава российского МИД попросту «наехал» на лидера дружественного России государства, выразив несогласие с позицией Токаева по поводу неуместности в современных условиях принципа права наций на самоопределение в соотношении с принципом территориальной целостности государств.

Подразумевалось известное выступление Токаева на Питерском экономическом форуме в 2022 году, где он говорил о непризнании Казахстаном «квазигосударственных образований», упоминая при этом ДЛНР. В соседней республике пространные рассуждения российского министра, который в марте отметил свой 75-летний юбилей (похоже, интервью было приурочено к этой дате), вызвали неоднозначную реакцию, там вновь оживились разговоры об имперских замыслах Москвы, не отказавшейся от претензий на северные области Казахстана. Надо прямо заметить, не слишком удачным вышел у Лаврова тот пассаж….

Но все вышеизложенное, разумеется, - выражение личного мнения автора данного поста. Можно даже сказать, - спекуляцией на тему геополитической «химии».


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ


Политолог Газиз Абишев в своем Telegram-канале рассуждает о гибкой риторике, главы МИД РФ, позволяющей ему очень оригинально трактовать, какое правительство «представляет весь народ», а какое нет.

«Ищем территорию, которая, по нашему представлению, не представлена на центральном уровне. Заявляем, что правительство не представляет эту территорию. Отказываемся признавать территориальную целостность страны на этой территории. Признаём за территорией право на самоопределение. Дальше — по ситуации. Это, конечно, открывает ящик Пандоры, ввергает международное право и международные отношения в хаос, о котором и предупреждал президент Токаев», — описал последствия такого подхода Газиз Абишев, напомнив, что Казахстан последовательно поддерживал территориальную целостность всех стран, с которыми развивал партнёрские отношения. В том числе России, когда от неё пыталась отделиться Чечня: «Несмотря на то, что лидеры непризнанной республики постоянно говорили о том, что они возглавляют суверенную Ичкерию, реализующую своё право на самоопределение, Казахстан ни на одну минуту не принял эту логику и всё время считал Чечню частью России.

Понятно, что Лавров имеет в виду — «как хотим, так и вертим». И как только нынешняя ситуация, под которую нужно проминать риторику, войдёт в былую колею, российские дипломаты объяснят нам, что мы все всё не так поняли, и на самом деле РФ выступает за прямую интерпретацию «территориальной целостности». В особенности если вдруг окажется, что в ближайшие годы международное сообщество признает за Россией приращение территориями», - констатирует Абишев.