Идеи по поводу идеологии

Нужно ли власти духовное общество?




Понятие «идеология» ныне не в тренде: 70-летнее засилье однобокой коммунистической пропаганды и 30-летний парад культа личности одного человека оставили свой неизгладимый след в общественном сознании Казахстана, ассоциируя идеологию с самыми отвратительными традициями авторитаризма.

Но четыре события прошедших дней заставляют меня, неисправимого гуманитария, вернуться к непопулярной теме государственной идеологии, какой бы неудобной для любого политика, в наше хайповое время она не была.

Страна отметила очередной день явления в этот мир великого современника, Гражданина и Поэта Олжаса Сулейменова. Считаю, что народ Казахстана должен гордиться наличием в своих рядах такой многогранной личности. Это человек, который оказал, можно сказать, тектоническое влияние на умы сограждан в разные годы формирования общественного самосознания: от суровых, заключенных в прокрустово ложе социалистического реализма, советских реалий до претендующего на наличие плюрализма старо-новоказахстанского бытия.

Второе событие связано с активизацией деятельности Союза писателей Казахстана, и приходом нового председателя – известного писателя и организатора Мереке Кулкенова. Организация, несмотря на отсутствие прямого финансирования со стороны родного государства, старается актуализировать тему литературного творчества, привлекая (во многом благодаря личным связям Кулкенова) частные инвестиции в писательскую среду. Например, на днях СПК организовал поездку группы известных литераторов в Атырау, где на пленуме обсудили злободневный вопрос Человека Труда (мы, увлекшись другими, модными направлениями, как-то забыли о простом Труженике).

И Токаеву пришлось напомнить об этом, объявив текущий год - Годом рабочих профессий (понимаю, что не модно нынче поддерживать подобные инициативы - можно сразу прослыть провластным, но, как человек, который начинал трудовую биографию слесарем второго разряда строительно-монтажного поезда номер 716 железнодорожной станции Новоказалинск, не могу не поддержать такое предложение президента). Отрадно, что Союз писателей обсудил эту злободневную тему именно в Атырау, где в конце XIX века на нефтяных месторождениях зарождался рабочий класс страны.

Третье событие - печальное: ушел из жизни известный поэт, Певец Култегина и всего Тюркского мира Темирхан Медетбек.

Четвертый факт более официален: исполнилось 70 лет одному из видных государственных деятелей старого Казахстана – Кырымбеку Кушербаеву, он, как известно, тоже имеет отношение к идеологии государства - многие годы был Государственным секретарем и курировал эту сферу.

Анализируя эти события, я задумался о месте и роли творческой интеллигенции в структуре плюралистического общества и власти. Есть ли она, эта самая интеллигенция, в нашей стране, выполняет ли она возложенную на нее миссию - быть идеологической основой?

Состоялись ли мы, как идеологическое государство? Смогли ли, обозначить понятные для всего, все еще взбудораженного потскантарским синдромом, общества ориентиры идеологического многообразия? Не зациклилась ли власть на защите своих корыстных интересов под видом популистских идеологических приоритетов?

Сумели ли мы, например, дать заслуженную, объективную оценку личности такого феномена, как Олжеке? Не увязли ли в дурных и закомплексованных староказахстанских реалиях, которые не позволяют нам, простым современникам, понять планетарный масштаб личности такого человека?

Почему оценка труда таких неординарных деятелей, которые не вмещаются в строгие рамки чиновничьего документирования, должна измеряться, например, только Указом президента или иной, скажем прямо, чиновничьей оценкой. Для меня, как гражданина, важна была позиция Олжеке, когда он писал «АЗ и Я» и выступал за закрытие Семейского ядерного полигона, важно было мужественное поведение Мереке Кулкенова и Темирхана Медетбека, когда они вошли в состав, созданной демократическими силами, комиссии по расследованию причин и последствий Жанаозенской трагедии 2011 года (а многие, кто сейчас рядятся в тогу радетелей нации, тогда промолчали).

Почему и в Новом, Справедливом Казахстане в указах президента о признании заслуг того или иного деятеля, то и дело, к сожалению, проскальзывают элементы субъективизма и волюнтаризма (так было и при экс-елбасы, когда он награждал только тех, кто пел ему дифирамбы).

Почему мы зачастую отдаем должное выдающимся современникам только, когда они уходят из жизни, как это было после кончины Темирхана Медетбека (о сколько было благодарных и велеречивых эпитетов в его адрес, а, он, к сожалению, их уже не слышал).

Теперь об идеологии, к которой все вышеперечисленные персоны (и я, Ваш автор) имеют отношение. Считаю, что пришло время по-новому осознать ее место и роль в государственном строительстве. Не нужно бояться отстаивать идеалы и ценности своей страны, ибо естественное, критическое отношение к властным институтам, ни в коей мере не должна заменить собой псевдооппозиционность (сейчас модно быть таковым!) и стать первопричиной исторического, политического, морального и правового нигилизма. И не нужно все сводить к защите конъюнктурных интересов действующей власти.

Во главе идеологии, прежде всего, должны быть интересы простого человека, его неизменное право выбора. Только такая идеология может сплотить нацию, которая все еще в неведении, чего от нее хотят властьимущие.


тем временем

Диана Окремова, директор Правового Медиа-центра cпросила Мининформ, каким образом они модернизируют общественное сознание за 1 118 878 тенге. Какие мероприятия провели, по какой стоимости и т.п. Ответ традиционно скромен, лаконичен и неконкретен. В общем, сказали так: «В настоящее время проекты находятся на стадии реализации. Полную информацию о проведённых мероприятиях можно будет узнать после их завершения на сайте Института https://kipd.kz. Будем следить. А то сознание модернизируется, а мы и не заметим, написала она на своей странице в Фейсбуке.