Амальгама распадающегося мира

Неформальный саммит Организации тюркских государств (ОТГ), с участием президента Казахстана, прошел 21 мая в Будапеште



Касым-Жомарт Токаев на нем сделал заявление, напомнив партнерам по ОТГ о важности следовать принятым договоренностям. Что он имел в виду, проанализировал политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов на Tengrinews.kz.

 Почему Венгрия, страна-наблюдатель в ОТГ… принимала неформальный саммит, хотя уже в этом году состоится регулярный 12-й саммит в столице Азербайджана? Могу предположить, что Венгрия, европейская страна, член Евросоюза и НАТО, возглавляемая премьером Орбаном, воспринимается нынче этаким европейским «диссидентом», ищет новые точки опоры в тюркском мире, к которому она принадлежит на правах общности языков.

По ряду вопросов, в частности, в солидарной готовности большинства стран ЕС оказывать военную помощь Украине, Будапешт занимает блокирующую позицию, и был едва ли не единственной европейской столицей, которую посетил недавно премьер-министр Израиля. Чтобы Беньямин Нетаньяху чувствовал себя комфортно в Венгрии, не опасаясь ареста по выданному Международным уголовным судом ордеру, венгерский парламент даже проголосовал за выход страны из МУС.

У меня этот неформальный саммит ОТГ оставил двойственное впечатление.

С одной стороны, это несомненный успех стран-членов ОТГ и имеющих статус наблюдателя, сумевших продемонстрировать готовность к коммуникации в сложной международной обстановке, раздирающей мир по различным группам интересов, геополитических, экономических, религиозных. А с другой — итоги саммита выглядят в какой-то степени зеркалом, отражающим всю драматическую амальгаму, которую представляет сегодня мозаика нынешнего мира.

Ценности утрачивают свою очевидность, политические элиты дезориентированы, а значительная часть мирового политикума «пребывает в каком-то неврозе», что лишает его способности принимать взвешенные решения.

Доверие к лидерству падает. В такой ситуации естественным кажется искать общие политические платформы, способные объединить рассыпающийся на части мир…



Может ли такой доверительной платформой сплочения оказаться союз государств, основанный на этнической и языковой почве, в нашем случае, на тюркской солидарности, в рамках ОТГ?

Одни государства сосредоточены на нациестроительстве и внутренней стабилизации, другие — проявляют великодержавные амбиции. Это создает напряжение и риски. Обе группы государств ищут друг у друга солидарности в своих устремлениях, натыкаясь на определенные красные линии, переход за которые грозит всей, казалось бы, единой структуре, дезорганизацией и разладом.

Не такой ли опасностью продиктован призыв президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, выделившего в своей речи на будапештском саммите «крайне важный вопрос о необходимости строго следования документам и правилам, принятым в рамках нашей Организации"?»

В этих словах мало конкретики, но думаю, что участники саммита и наблюдатели с большой долей уверенности могут предположить, что Токаев коснулся наиболее чувствительной проблемы, решение которой в рамках ОТГ пытается навязать Турция, добиваясь признания Турецкой Республики Северного Кипра через механизмы ОТГ. Речь идет о стремлении Анкары вовлечь Организацию в процесс международной легитимации Турецкой Республики Северного Кипра.

Этот вопрос регулярно поднимается Эрдоганом: «Мы считаем, что семейная фотография тюркского мира, на которой отсутствует Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), всегда будет неполной», — заявил турецкий президент, выступая в Будапеште.

Провозглашение ТРСК — сепаратистский прецедент, неприемлемый, к примеру, для Казахстана. На сегодняшний день, однако, усилиями Турции, ТРСК, тем не менее, получила статус наблюдателя в ОТГ.

Остальные тюркоязычные страны, члены ОТГ, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан занимают равноудаленную позицию от сторон конфликта, стараясь дистанцироваться от вовлеченности в эту метафизическую драму века.

Старались, по моему мнению, избегать лидеры стран ОТГ в Будапеште и каких-либо оценок российско-украинской войны. Если, конечно, не считать напоминания Эрдогана о том, что Стамбул снова стал на днях местом первого за последние три года контакта делегаций России и Украины…

 Поэтому Итоговая декларация саммита была осторожной и компромиссной. В ней:

•        по Газе — «выражена глубокая обеспокоенность гуманитарной катастрофой», поддержано «достижение всеобъемлющего прекращения огня»;

•        по Кипру — «отмечена необходимость достижения взаимоприемлемого и жизнеспособного решения»;

•        по Сирии — «высоко оценена конструктивная роль Турции» и подтверждена поддержка территориальной целостности страны;

 •        по Украине — декларация ничего не говорит.

На меня же произвело сильное впечатление начало презентации Азербайджана, как принимающей стороны следующего саммита этой организации «Азербайджан в целом вложил более 20 миллиардов долларов в государства — члены организации», - заявил Алиев.

Ну, как тут не вспомнить бывшего советского Генсека Леонида Брежнева с его отлитыми в камне словами: «Широко шагает Азербайджан!».