Россия хочет задушить Казахстан в братских объятиях?
- Подробности
- 5272
- 20.06.2025
- Амиржан КОСАНОВ, член Общественной палаты Мажилиса РК, специально для «Новой—Казахстан»
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент РФ прокомментировал сотрудничество с Казахстаном, подчеркивая его зависимость от России
В международных отношениях есть понятие дипломатического этикета, когда главы государств обмениваются дежурными комплиментами о состоянии двусторонних отношений, конкретном соглашении или визите. Соседям же сам Бог велел дружить и обмениваться если уж не дифирамбами, то добрыми словами однозначно, а о критике и вовсе иногда приходится забыть.
Казахстан и Россия - не исключение из этого непременного правила, во всяком случае, сенсационных, скандальных, негативно влияющих на двусторонние отношения, заявлений со стороны глав этих государств пока не было, оно и понятно: Казахстану нужно жить в дружбе со своим непростым северным соседом, да и России не стоит ругаться со своим, едва ли не единственным, порядочным и добрым другом.
Хотелось бы именно в этом ключе воспринимать обоюдные дипломатические реверансы двух президентов, которые периодически звучат во время их визитов, на различных форумах и в интервью.
Нынешний Петербургский международный экономический форум не стал исключением, вновь актуализируя тему Казахстана в информационном поле. Жаль только, что вопрос о нашей стране поднял лишь ее представитель: такое ощущение, что других отношение российского руководства к Казахстану не интересует.
Вот цитаты из ответа Путина: «У нас с Казахстаном особые отношения. Это очевидно, все это хорошо понимают. Это союзнические отношения в самом прямом смысле этого слова. Наша общая история, пребывание в составе единого государства, огромное количество связей на межличностном и гуманитарном уровне между людьми — всё это имеет огромное значение. «…» Казахстан для нас — одно из самых близких государств. Это наш союзник. Я не вижу никаких осложняющих моментов в развитии наших отношений, вообще никаких».
Ничего экстраординарного в этих словах российского президента я не вижу - эти тезисы и аргументы часто звучат из уст даже самых отъявленных недоброжелателей двух стран.
Но на заявления любого политика (тем более, президента такой большой страны, как Россия) нужно смотреть в контексте времени (когда эти слова были произнесены) и ситуации (что заставляет его так говорить).
Почему акцент делается на «особые», «союзнические отношения»? Известно в какой сложной геополитической, экономической, если хотите, моральной ситуации оказалась Россия после аннексии Крыма и вооруженной агрессии против Украины: идет масштабная кровопролитная война, гибнут не только солдаты, но и мирные люди, старики и дети! Из-за этого РФ оказалась в изоляции, страна и ее руководитель стали токсичными и нерукопожатными в коллективном цивилизованном мире. И в такой ситуации подчеркивать «союзнические отношения» с Казахстаном, который, как показывают последние события и высказывания президента Токаева, имеет свой, исходящий из национальных интересов, отличный от российского, взгляд на те или иные события в мире (включая и публичное, на прошлом ПМЭФ, в присутствии самого ВВП, непризнание ДНР и ЛНР), по меньшей мере - некорректно. Такое ощущение, что в условиях постукраинской потери лица, Кремль цепляется за такую большую страну, как Казахстан: видите, она с нами, поддерживает нас!
Достаточно тенденциозно звучит и тезис об «общей истории, пребывании в составе единого государства». Сама же общая история полна трагических страниц, политых кровью, начиная со времен завоевания Российской империей территории вольного Казахстана. Это теперь, после 34 лет обретения Независимости, мы начали понимать, что никакого мирного вхождения Казахстана в состав Российской империи не было, была элементарная военная экспансия, самая настоящая колонизация. А о советском периоде с его тотальной русификацией (в миллионной столице Казахской ССР была всего одна казахская школа!) разговор особый. Так что, к этому единому государству, которое так часто вспоминает российский лидер, отношение у казахов, мягко говоря, не однозначное.
За годы Независимости в Казахстане (да и на всем постсоветском пространстве) выросло и встало на ноги новое поколение, которое не обременено ностальгическими воспоминаниями о Советском Союзе, не заражено вирусом единой коммунистической идеологии. Это поколение уже пришло к управлению государственными делами, оно ориентировано не на сомнительные скрепы былой метрополии, а на общечеловеческие ценности и будет прагматично смотреть на Россию, как на одного из близких соседей, и принимая те или иные государственные решения, оно будет ориентироваться не на общую историю в составе СССР или лоббизм Кремля, а на национальные интересы Казахстана и, главное - у него не будет комплекса неполноценности перед бывшим старшим братом, который, увы, еще проскальзывает в словах и поведении чиновников Нового Казахстана.
Это младое и дерзкое поколение управленцев слова Путина, прозвучавшие, как завуалированная угроза, о том, что «основной объём казахстанской нефти, идущий на экспорт, идёт через Российскую Федерацию. Основной. Это через систему КТК, Каспийский трубопроводный консорциум. И по другим каналам тоже. Но это чуть ли не вся нефть Казахстана на экспорт идет через Россию», будет воспринимать, как сигнал к уходу от российской зависимости и диверсификации нефтяных потоков.
Это поколение будет задавать вопросы и первому, и второму президентам Казахстана: «Господа, почему за столько лет уникальных возможностей Независимости вы сделали весь народ заложником только одного маршрута экспорта нефти через агрессивную Россию?!». Не удивлюсь, если это поколение проведет свое независимое историческое расследование и назовет имена тех, кто сделал Казахстаном нефтяным вассалом северного соседа, который теперь похваляется нашей полной зависимостью от него!
Оно также задастся вопросом: «А что за такая неравноправная «дружба» у нас Россией? Вынужденная, потому что мы от нее зависим, в первую очередь, по географическим параметрам (7,5 тысяч километров, плохо охраняемой общей границы), и она легко может напасть на нас? Дружба должна быть не вынужденной, а добровольной!».
Назарбаевы и токаевы со своими эксклюзивными отношениями между двумя соседним странами придут и уйдут, а это новое, по-настоящему цивилизационно и национально ориентированное, грамотное, взращенное на общечеловеческих ценностях и идеалах свободы выбора (включая, друзей), патриотическое поколение, будет руководить страной.
Отчасти провокационно звучит также тезис российского президента об энергетическом сотрудничестве: «Сейчас мы обсуждаем с президентом Казахстана возможность расширения сотрудничества в области энергетики. Мы думаем о том, как вместе выходить на рынки третьих стран и о том, как нам организовать логистические маршруты по поставкам казахстанской нефти».
Россия, как известно, находится под западными санкциями. Судя по всему, никто их отменять не собирается (коллективный Запад на фоне общих угроз становится все сплоченнее). И любое сотрудничество с подсанкционной страной для ее партнеров чревато негативными последствиями.
Допускаю, что триггером для такого фейерверка похвал со стороны Кремля в адрес Казахстана мог стать состоявшийся буквально накануне ПМЭФ визит председателя КНР Си Цзиньпина в Астану. Возможно, обитателей российской цитадели власти задело, что визит состоялся именно в дни проведения ПМЭФ, куда из влиятельных глав государств практически никто не прибыл. И организаторы модератором одной из сессии вынуждены были определить одну из дочерей Путина (вторая дочь также выступила на одном из заседаний).
Кремль не мог не заметить однозначно приветливую (хоть и немного высокопарную) риторику выступлений Токаева и товарища Си, которые обменялись взаимными комплиментами, высоко оценив уровень двусторонних отношений на сложнейшем этапе переустройства мировой архитектуры. В их словах было много подтекстов, имеющих важное геополитическое значение.
Возможно, отсюда и такая с подвохами, привкусом ревности и конкуренции, реакция Кремля…