Этот проезд в огне
- Подробности
- 2211
- 18.08.2025
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, специально для «Новой - Казахстан»
Власти Алматы хотят организовать платный въезд в центр города для старых машин. Эта мера не избавит мегаполис ни от пробок, ни от смога — зато приведёт к социальному взрыву

Новое руководство южной столицы получило в наследство от многочисленных предшественников урбанистическую и в общем не очень решаемую головоломку в виде гигантских пробок и катастрофического уровня смога. Команда акима Дархана Сатыбалды взялась за дело с энтузиазмом и презентовала проект правил, которые фактически запретят или сделают платным въезд в центр Алматы для машин, качество которых не соответствует определённым стандартам. Сначала говорили про Евро-5, но вроде бы уже отыграли назад и теперь речь идёт про авто стандарта Евро-4: топливо более продвинутого класса в Казахстане не производится. Суть нововведений на бумаге проста: если ваша машина не вписывается в указанные рамки, то проезд в так называемую «Зону» — только за деньги (предполагается, что это центр города — но это настолько растяжимое понятие, насколько вообще у властей может хватить фантазии). В период очень большого смога — то есть 6 месяцев в году, — въезд на территорию центра автомобилям «бедноты» будет вообще запрещён. Правда, те, кто живёт в черте «Зоны», но не обзавелись хорошим авто, кажется, смогут въезжать и выезжать бесплатно. Однако это неточно. Анекдотическая логика «если ты живёшь в центре, то почему ездишь на “Кобальте”» — шутка только на первый взгляд. Акимат дополнительно предлагает за счёт поступлений от платы за проезд в центр скупать старые авто на металлолом. Учитывая, какое количество действительно плохих машин ездит по городу, можно себе представить, сколько придётся выкупать и сколько должен стоить проезд в заветную «Зону».
Сама по себе идея ограничения въезда или дополнительного финансового обременения не только не нова, но и отсылает ко вполне европейским примерам: Праге, Осло, Лондону. Да что ходить так далеко: в той же Москве трафик в центре города разгрузили (на самом деле — не до конца) за счёт резкого увеличения платы за парковку. Сто раз подумаешь, стоит ли заезжать, если за день порой заработаешь меньше, чем потратишь на стоянку. Экологическая ситуация не улучшается одними манипуляциями с автомобильным движением, но пробки так регулировать, возможно, получится — по крайней мере, в той самой «Зоне» (отчуждения или благоденствия — тут уж выбирайте на свой вкус).
При этом логика властей Алматы абсолютно понятна. Оставим в стороне вопрос про искус дополнительных сборов с населения — эту «поправку на ветер» в «Новом Казахстане» нужно учитывать по умолчанию. Просто пробки и смог — это настолько отвратительные явления Алматы, что в последние годы многие алматинцы или те, кто давно там живёт, начали переезжать подальше от аллергий, астм и других «прелестей». Не надо ходить за примером далеко: автор этих строк поехал работать в Астану не в последнюю очередь потому, что со смогом в Алматы можно было вести разговор — настолько он заметен в воздухе. Забавно, к слову, что в Астану поехали и другие — из-за чего теперь уже официальная столица задыхается от пробок и грязного воздуха.
Но аким Астаны пока платный въезд в определённые части города не вводит (хотя, боюсь, пример больно уж заразителен). А в акимате Алматы стремятся решить вопрос кардинально, ударив по обеим проблемам сразу. Пришёл, увидел, запретил — классика казахстанского чиновничества.
Идея команды Сатыбалды (или предыдущих поколений акимов, если те не сожгли за собой все бумажки) выглядит эффективной только на первый взгляд. Её ключевая проблема в том, что она — идеалистична. Казахстанские чиновники, действуя из безусловно лучших побуждений (это безо всякой иронии: за стремление что-то сделать можно поаплодировать), оказываются подвержены всё той же трафаретной логике, что свойственна, например, российским и украинским СМИ при описании геополитических угроз для Казахстана в связи с войной в Украине (см. материал «Откуда готовится нападение»). По этой логике, то, что работает в одном месте, само собой будет работать и в другом месте при механическом переносе. Дальше — как на прокрустовом ложе: что вылезает за рамки — отрежем, что не дотягивает — растянем. Получается идея-инвалид, но внешне всё выглядит чин чинарём: хоть сразу орден «Курмет» давай и в премьеры переводи (там периодически место освобождается).
Но так не работает — и за пределами прекрасного «зонирования» остаётся множество вещей, которые важны для реализации идеи критически. Вот лишь некоторые из них.
Во-первых, те, кто не может заплатить за въезд в центр, неизбежно должны оставлять автомобили где-то на подъездах к нему. Логичный вопрос — где? В Москве на крайних станциях метро существуют огромные перехватывающие парковки (и их всё равно не хватает), а в Алматы их и строить-то негде. Если предположить, что «нищебродские» авто нужно будет оставлять где-то на уровне проспекта Райымбека или даже ниже, на Рыскулова, то просто приплюсуйте это гигантское количество машин к тому бесконечному потоку, что уже присутствует там — и вы получите дополнительные зоны экологического бедствия в этих местах. Организовать перехватывающие парковки в этих местах можно — но их нужно строить до запрета на бесплатный въезд в центр, а не после. Телега впереди лошади едет только под откос.
Во-вторых, даже если авто всё-таки будут оставлены где-то в том районе — на чём люди должны будут добираться до своей работы? В том же Лондоне, на опыт которого опираются в акимате (аристократический выбор, одобряем), город весь в станциях метро. В Осло, где помешаны на экологии, основной общественный транспорт — трамвай. А в Алматы что? От трамвая остались рожки да рельсы (привет, Бауыржан Байбек, как вы там?). Линии BRT хороши, но требуют ещё большего количества автобусов. Про метро — тактично умолчим. Единственный более-менее экологический вид транспорта — троллейбус — откровенно недолюбливают за его плохую маневренность.
И Алматы не Прага (к сожалению, во многих отношениях): здесь не пройдёшь по центру города пешком. Город — большой, пока дойдёшь из точки А в точку Б, многократно пошлёшь всё на точку Х. Можно было бы расширить агитацию приобщения к велокультуре. Но, как человек, объездивший в 2024 году весь Алматы вдоль и поперёк, я должен расстроить всех: город для передвижения на велосипеде ужасен. Дело не столько в горном рельефе, сколько в отсутствии проезда в целых кварталах (существующие велодорожки не покрывают и половины маршрута). Да, это всё ещё лучше, чем в Астане, где бордюры настолько высоки, что, спрыгнув с них, можно покончить жизнь самоубийством — но вряд ли алматинский акимат хочет участвовать именно в таком соревновании.
Наконец, в-третьих, и в главных: предложение в нынешнем виде (вход — только членам профсоюза состоятельных граждан) бьёт по самому больному месту посещающих Алматы горожан — по их кошельку. Значительная часть старых авто — это приезжающие из пригорода машины, на которых люди, страдающие от отсутствия работы за пределами БАКАД и «Алтын Орды», передвигаются в поисках заработка в черте Алматы. Понятно, что это не головная боль акимата Алматы — решать социальные проблемы других территорий. Но решением в буквальном смысле организовать цветовую дифференциацию штанов чиновники не только унижают огромное количество людей (вы никто и звать вас Евро-3), но и провоцируют гигантское социальное напряжение. Дополнительные поборы, дополнительные штрафы и дополнительная искусственная кастовость (спасибо, мы уже поняли, что мы даже не средний класс, а так, средненький) ведут к неизбежному социальному взрыву. И он настолько прогнозируем — автомобиль есть почти в каждой семье, без него по городу передвигаться и вправду нелегко, — что очень странно видеть, как такую идею продвигают не только без продумывания нюансов — но даже без тщательной имиджевой подготовки.
С таким уровнем подготовки подобных нововведений очередное вмешательство президента в ручном режиме неизбежно. А он руками работать умеет, если что: все видели, как он умеет ломать доски.
А самое печальное, что без тщательной подготовки — например, сначала отстраивания инфраструктуры, а потом уже ввода платного въезда, — ни проблема пробок, ни проблема экологии (это вообще не решается одними только запретами для автомобилистов) в Алматы не исчезнет. Если уж на то пошло, предшественник Дархана Сатыбалды вместе со своей командой презентовал в прошлом году план, по которому к 2040 году город будет отстроен так, что в каждом районе будет всё необходимое — и в центр в принципе не нужно будет ездить даже бесплатно. Может, имеет смысл доделать сначала это — а уже потом придумывать новые развлечения в «Зоне». И не обязательно в её центре, кстати.


