Рублем одарили…
- Подробности
- 1547
- 01.09.2025
- Соцсети читал Арыстан ЖУАСОВ, «Новая –Казахстан»
Избыток российской валюты на казахстанском рынке давит на курс тенге

В июле 2025 года, по данным Национального банка Казахстана, обменные пункты скупили у населения больше наличных российских рублей, чем продали. Чистые продажи оказались отрицательными на 53,2 млрд тенге, что в пересчёте на доллары превышает $100 млн, передаёт xn--daladam-1fg.kz
Уже восьмой месяц подряд чистые продажи наличных рублей остаются отрицательными. При этом рубль продолжает укрепляться: его средний курс в июле составил 6,71 тг. за рубль против 6,54 тг. в июне.
Что касается других валют: нетто-продажи долларов обменными пунктами составили 120,8 млрд тг., что на 10% больше, чем в июне.
Нетто-продажи евро – 5,7 млрд тг, что в пять раз превышает показатель июня, но это - не рекорд.
Экономист Рахимбек Абдрахманов, выступающий противником свободного хождения российского рубля в Казахстане, в интервью Digital Business Finance сказал, что курс тенге снижается, в том числе, из-за влияния российского рубля: «В 2024 году мы побили антирекорд. Впервые с 1992 года чистые прямые инвестиции, то есть разница между тем, что «зашло», и тем, что «вышло», составила минус 2,6 млрд долларов. Главные причины: рост политических рисков, нестабильная макроэкономическая среда и усиление связей с Россией, находящейся под санкциями. Я не берусь говорить о политической интеграции, но экономическая — идет, и это видно по масштабной «рублизации» казахстанской экономики.
Российские компании покупают на KASE доллары за рубли, что повышает спрос на валюту и истощает ее предложение на казахстанском рынке. Нацбанк вынужден продавать свои валютные резервы для поддержки курса тенге. При этом в обращение поступает дополнительная тенге-ликвидность, что разгоняет денежную массу. А накопленные в системе рубли остаются под санкционным риском, усиливая финансовую нестабильность», - резюмировал экономист.
Если в 2021 году оборот рублей в экономике Казахстана составил около 174 млрд, то в 2024 году он вырос в 7 раз — до 1,3 трлн. Это почти 9 трлн тенге. Что сопоставимо с денежным оборотом и более чем в два раза превышает объем наличного денежного оборота в Казахстане.
К этому, по мнению Абдрахманова, добавляется волатильность курса рубля. В прошлом году он колебался от 70 до 110 за доллар: «Это лишает предсказуемости любую сделку. В итоге иностранные инвесторы предпочитают снизить активность или вообще покидают рынок. Без валютной стабильности и понятной экономической политики сложно рассчитывать на устойчивый приток инвестиций».
Парадокс, но глава Национального банка Тимур Сулейменов, оправдывая «рублизацию» казахстанской экономики заявил журналистам на брифинге в Нацбанке, что «Накопления рублей (в отличие от самого Нацбанка, заявившего о зависшей в обменниках рублевой массы на $100 млн – ред.) мы не видим. Рубль у нас, как вы знаете, используется очень широко при импорте из России. Вот ситуация такая: у нас, к сожалению, с Россией отрицательный торговый баланс. То есть мы из России покупаем гораздо больше, чем продаем. (...) А это значит, нам рублей, чтобы купить из России что-то, всегда нужно больше, нежели им нужно тенге или долларов (...) Накопление российского рубля не происходит, происходит его постоянная утилизация», – рассказал изумленной публике Тимур Сулейменов на брифинге в Нацбанке.
А скупку в приграничных районах Казахстана россиянами товаров и продуктов питания главный банкир Казахстана объясняет «поддержкой и малому, и среднему бизнесу: «Чем больше у тебя клиентов, чем больше у тебя покупателей, тем лучше. Поэтому я надеюсь, что те приграничные регионы, которые видят повышенный спрос, пользуются этим в хорошем смысле слова», - прокомментировал глава Нацбанка.
«С этим можно было бы согласиться, - пишет на своей странице в Фейсбуке журналист Ибраш Нусупбаев, - если бы россияне скупали товары и продукты питания казахстанского производства. А они скупают импорт, так как Казахстан - импортозависимая страна. Получается, что россияне покупают по дешёвке за «деревянный» рубль импортные товары, за которые казахстанцы заплатили долларами и евро. Ну, и где от этого выгода стране? Да, у продавцов выручка возросла, а вот экономике страны наносится сокрушительный удар».
По данным экономиста Рахимбека Абдрахманова, в прошлом году в экономику Казахстана поступило около 70,6 млрд долларов конвертируемой валюты, не считая торговли с ЕАЭС. Из этой суммы 40 млрд ушло на оплату импорта, еще 17,1 млрд вывели инвесторы статье «первичные доходы». Вдобавок 13,75 млрд — возможная контрабанда на границе с КНР (по информации депутата Мажилиса Е. Бейсенбаева). И это еще без учета контрабанды на других участках границы.
Также Нацбанк сообщил, что около 15 млрд долларов было выведено в криптовалюту. Это тоже валютный отток, поскольку криптоактивы конвертируются за рубежом и не возвращаются в экономику. А это утечка капитала, недополученные инвестиции и налоги.
Если к этому добавить прочий отток капитала, не отраженный в официальной статистике, а также спекулятивный спрос населения на доллары и евро, становится понятно, из чего складывается дефицит конвертируемой валюты. Люди покупают доллары и хранят их «под матрасом», выводя эти деньги из экономического оборота.
Нацбанк, наблюдая за ситуацией, заявляет: валюты на рынке меньше, чем хотят купить, поэтому необходимо проводить интервенции, иначе курс резко вырастет.
Поэтому в прошлом году Нацбанк продал валюту на 6 трлн тенге. При этом официально это не интервенции, а трансферты из Нацфонда для покрытия бюджетного дефицита. То есть Нацбанк берет доллары из Нацфонда, продает их на KASE, получает тенге и направляет их в бюджет. Но эти продажи решают не только фискальную задачу, но и стабилизируют валютный рынок. Если бы не эти трансферты, курс доллара был бы существенно выше. Таким образом, регулятор одним действием покрывает и бюджетный, и валютный дефицит.
А чтобы курс доллара перестал расти, в страну должно поступать больше валюты, чем из нее выходит, считет Рахимбек Абдрахманов: «Это приведет к стабилизации, а возможно и к системному укреплению тенге, чего мы давно не наблюдали. В прошлом году Казахстан заработал около 70 млрд долларов, из которых 90% пришлись на нефть, газ, металлы и сельскохозяйственную продукцию.
Проблема в том, что сырьевой сектор уже на пределе производственных возможностей и не может приносить больше валюты. Чиновники это понимают: нарастить экспорт за счет сырья не получится. Инвестиции в нефтянку и горнорудку падают, иностранные инвесторы уходят. Значит, экспортные доходы будут сокращаться. А в экономике, зависящей от сырья, это путь к системному кризису.
Чтобы избежать дефицита стране нужно дополнительно 30 или 40 млрд долларов в год. Нужны новые экспортные направления. Это значит, что сейчас как воздух нужны высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью, которые мы сможем продавать за юани, евро или доллары. Нам нужен устойчивый приток твердой валюты за счет экспорта готовой, технологичной, маржинальной продукции, а не сырья. Иначе — тупик и снижение уровня жизни в долгосрочной перспективе».
Но судя по всему, Тимура Сулейменова не очень тревожит эта ситуация. Он с гордостью заявил, что Россия входит в тройку главных торговых партнёров Казахстана. Это соответствует действительности, но что в Казахстан поставляет Россия? – задается риторическим вопросом Ибраш Нусупбаев: «Строительные материалы, различное «железо», текстиль, продукты питания, сахар, косметические средства, нефть и нефтепродукты, шоколад. Извините, но уже только по этому перечню основного российского импорта видно, что Казахстан может без проблем обойтись без России, которая в реальности - исключительно торговый посредник. Это касается не только шоколада и косметических средств, но и тканей, которые завозятся из Индии. Ну а позиция «нефть и нефтепродукты», так и вообще вызывает недоумение. Увы, пока на «капитанских позициях» казахстанской экономики будут стоять «специалисты» с «гарнирным образованием», до тех пор народ Казахстана будет прозябать в нищете при сказочных природных богатствах. Для справки: в советский период Джамбульский сахарный завод обеспечивал своей продукцией не только весь Казахстан, но и половину Советского Союза, а "всякое железо" Казахстан поставлял в 29 стран мира, включая Японию. Выводы делайте сами».


