Генерал-президент? Почему нет…

«Ручной» парламент должен согласиться с властной рокировкой - избранием следующим президентом Кыргызстана Камчыбека Ташиева



Сегодня самораспустился парламент Кыргызстана, Жогорку Кенеш. В любой другой стране подобное событие выглядел бы сенсацией. Но не в Кыргызстане, который на заре государственной независимости после распада Союза, стали гордо называть называть «островком демократии» в Центральной Азии.

При желании свидетельством некоторой живучести этого определения можно считать количество избранных(назначенных) там президентов за эти годы, сейчас у власти уже 6-й по счету, Садыр Жапаров. Но я не рискну утверждать, что столь же релевантное свидетельство кыргызской демократии то, что три из этих шести - изгнанники и даже признаны преступниками, …

В кыргызах издревле живет дух кочевников и постоянного движения в поисках свободы, превративших их едва ли не поголовно в политических пассионариев, стремящихся обрести идеальную форму государственного устройства. В своих вождях они разочаровываются быстрее, чем успевают насладиться восторгом от их правления. Отсюда череда революций и переворотов, в том числе и кровавых…

Сегодня, слава Аллаху, обошлось без насилия и изгнания. Мероприятие прошло мирно, согласованно и даже почти тихо. Тем более, что слухи о его неизбежности ходили в кулуарах Жогорку Кенеша уже несколько недель. И более того, называлась причина, по которой избранный в 2021 году депутатский корпус обречен и должен быть как можно скорее переизбран. Выяснилось, что необходимо развести по времени сроки грядущих парламентских выборов (ноябрь 2026 года) и президентских (январь 2027 года).

По словам спикера парламента Нурланбека Тургунбека уулу «сложно два выборных процесса проводить друг за другом или практически параллельно и с экономической, и с политической стороны, плюс есть физическая нагрузка на ЦИК». Сложность эта была обнаружена только в прошлом месяце, поскольку еще весной тот же спикер уверял депутатов, что парламент не будет распущен. А когда один из депутатов, узнав о роспуске, растерянно спросил: «можно ли ему теперь верить?» - Нурланбек Тургунбек уулу ответил философски: «в этой жизни неизменен только священный Коран, а все остальное можно менять в зависимости от условий и ситуации»

Если пропустить процедурные детали, то электорат Кыргызстана, вслед за депутатами, сегодня практически извещен, что внеочередные парламентские выборы состоятся уже 30 ноября. Проводиться они будут по новой сложной мажоритарной системе, в каждом из 30 вновь созданных избирательных округов будет избрано по 3 депутата, всего, как и прежде останется 90 депутатских кресел. Выборы по спискам политических партий отменяются, раньше по ним избирались 56 депутатов, а 34 - по округам. Партиям разрешено выставлять только по одному кандидату в каждом из округов, остальные одиночники пройдут в парламент, если проявят лояльность правящему тандему в лице президента Садыра Жапарова и главы Госкомитета национальной безопасности Камчыбека Ташиева.

Как пишет, ссылаясь на социологию, авторитетное информагентство республики «24.kg», «отмечается рост доверия к тандему президента и главы ГКНБ, для большинства избирателей поддержка их курса становится знаком стабильности»

Подобный нарратив позволяет с достаточной долей уверенности объяснить необходимость самороспуска и проведения досрочных выборов. Увеличение временного зазора между парламентскими и президентскими выборами до 14 месяцев может быть использовано для мощной политтехнологической кампании, конечной целью которой станет подготовка кыргызского электората при наличии «ручного» парламента к очевидной необходимости поддержать властную рокировку - согласиться с избранием следующим президентом Кыргызстана генерала Камчыбека Ташиева. Образ сильного лидера, который в реальности стоит за всеми важнейшими решениями в жизни Кыргызстана, давно укрепился за главой ГКНБ, начиная от мирного урегулирования тяжелого пограничного конфликта с соседним Таджикистаном до недавнего переименования его родного Джалал-Абада на юге страны - в Манас. Так зовут богатыря, героя исторического кыргызского эпоса. Разумеется, нынешний президент Садыр Жапаров должен остаться при таком сценарии членом правящего дуумвирата. И не так важно, в каком статусе, - постсоветское пространство может предложить различные примеры…