Провокации соседа?

И есть ли пророки в своем Отечестве



Есть специфическая особенность казахстанского информационно-общественного бытия, связанная с отношениями с соседней Россией: то и дело (причем, с завидным постоянством, и, все чаще и чаще) из уст российских деятелей разного (в том числе, и мелкого) пошиба раздаются провокационные, заявления, не только оскорбительные для казахской нации, но и вредящие дружеским отношениям двух соседних стран (кстати, кому как не Москве в столь специфический период ценить и дорожить своими соседями и друзьями, такими как Казахстан?!).

Причем, такие вражеские (с запашком былых имперских, шовинистских притязаний) измышления вызывают у казахстанской общественности естественную бурю негодования, градус которой в социальных сетях просто зашкаливает, а официальная Астана предпочитает не реагировать…

Возьмем самый свежий пример. Российский журналист и ведущий одиозно известной программы, афилированной с российским государственным телевидением, «Соловьев Live» Сергей Мардан, заявил, что «дроны, поразившие вчера Орский НПЗ (Оренбургская область РФ), прилетели с территории Казахстана». Он задается вопросом: «Зачем БПЛ лететь 1500 километров из Украины, если казахские степи в 20 километрах от Орска? Казахстан не Белоруссия, в северном Казахстане орудуют "языковые патрули", явно повышен градус негатива в сторону русских и русскоговорящих».

После этих посылов Мардан делает далеко (за пределы своей страны) идущий вывод: «Не пора ли провести рейд на территорию “независимого” Казахстана с целью устранить угрозы национальной безопасности России. Лучше всего сразу зачистку в Астане провести».

Тут целый букет высказываний, подпадающих под статьи Уголовного кодекса Казахстана. «Дроны… прилетели с территории Казахстана» - это огульное обвинение союзного государства, заявившего о своем нейтралитете в военном конфликте России и Украины, в участии в военных действиях на стороне одной из воюющих стран! «Провести рейд на территории» другого государства – это грубое вмешательство в его внутренние дела. Определение Казахстана, как «независимый» (я имею в виду в кавычках) – это игнорирование основополагающего принципа нашей государственности. «Зачистка в Астане» - это прямая угроза вооруженного вмешательства (а как еще проводят зачистки?!).

Уместно задать вопрос: как бы отреагировала российская сторона, если бы журналист казахстанского государственного телеканала выступил бы с такими нелепыми обвинениями и угрозами в адрес России? Если бы он потребовал бы начать зачистку с Москвы? Не думаю, что такая выходка сошла бы ему с рук. Но тогда почему российским провокаторам подобное автоматически прощается? Впору задуматься нашим идеологам в администрации президента и прокурорам.

Такие абсолютно безответственные деятели как раз и могут «повысить градус негатива» в отношениях двух соседних народов, ибо неискушенный в тонкостях политтехнологий рядовой обыватель может сделать вывод, что этот кремлевский журналист доносит мнение своих, сидящих в Кремле работодателей. Или это не так?

Тогда надо задавать вопросы не рядовому исполнителю, а непосредственным заказчикам и организаторам этих информационных нападок на мирный Казахстан.



Вспомним, подобные нападки на нашу страну имеют свою предысторию. Например, скончавшийся на прошлой неделе кинорежиссер, а в последние годы телеведущий-пропагандист российского телевидения Тигран Кеосаян в 2022 году в одной из своих телепрограмм открыто выступил с угрозами и оскорблениями в адрес Казахстана: «Казахи, братья, это что за неблагодарность? Ребята, вы правда решили, что Россия куда-то испарится? Эмигрирует на Марс, или вы думаете, вы эмигрируете? Я говорю свое личное мнение гражданина Российской Федерации Тиграна Эдмондовича Кеосаяна. На Украину гляньте внимательно, подумайте серьезно. Ну и думаю, что нашим ответственным лицам тоже надо переоценить и пересмотреть уровень взаимоотношений. Потому что, дорогие мои, если вы считаете, что можно и дальше быть такими хитро***ыми и вам за это не будет ничего, вы ошибаетесь. Мир изменился, все изменилось. А поезд уходит. Вы еще можете заскочить в последний вагон. Но вот так провилять у вас не получится. По крайней мере я в это верю, потому что все – игры в дружбу кончились. Сейчас это вопрос выживания... Идет война. Война двух огромных, больших идей, двух больших стран и второй страной является не Украина, а Америка и НАТО. А вот всем остальным, особенно братским странам, нужно определяться и занимать сторону. А нам внимательно посмотреть – кто с нами, а кто нет. И неопределившихся, подающих однозначно недружественные это раз, или неоднозначные сигналы, ну что же делать, относить к нашим врагам. По крайней мере в экономических и информационных доктринах. Хватит, хватит, ребят, наигрались в безвозмездную помощь – спасать вашу власть в Казахстане, бардак ваш прекращать».

После этих высказываний Кеосаян был внесён в список нежелательных лиц (персона нон грата) в Казахстане. А в МИД РК заявили, что его риторика не соответствует духу стратегического партнёрства между двумя странами.

Агрессивно-милитаристский настрой имел и семейный характер: 26 декабря 2024 года КазТАГ сообщал, что супруга Кеосаяна – российская пропагандистка Маргарита Симоньян заявила радиостанции «Эхо», что была бы счастлива отправке войск в Казахстан «разобраться с какими-то бармалеями».

Что ж, Кеосаян ушел из жизни, но «свято место» российских провокаторов, недружественных (мягко говоря) Казахстану как видим не пустует. Думаю, что, следуя логике и факту прецедента, МИД РК должен дать правовую, политическую оценку словам Мардана, и также запретить ему въезд в Казахстан.

Что касается вопросов со стороны казахстанской общественности, тут и случай такой удобный подвернулся: как раз в эти дни в южной столице прошел второй казахстанско-российский медиафорум, в котором принял участие заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Песков. Вот кому казахстанские журналисты могли задать вопросы относительно провокационных заявлений в российских СМИ. Правда, не знаю, была ли у наших коллег такая возможность?

Сам форум прошел как-то незаметно для широкой общественности. Понимаю специфичность и крайнюю щепетильность текущего непростого периода отношений Казахстана с Россией (со всеми вытекающими от войны РФ против Украины последствиями, включая и естественную для нас необходимость элементарно ладить с таким большим соседом), но считаю, что власть должна понимать актуальность казахской поговорки «бұға берсең, сұға береді» («если не дашь вовремя ответ, противная сторона может обнаглеть»), и если уж у нашей власти не хватает смелости и гордости (или мешает протокол), то надо по максимуму использовать голос возмущенного гражданского общества: дабы другим неповадно было.

Мне же довольно симптоматичными показались две сентенций от Пескова. Он сказал о «дальнейшем улучшении риторики» (непонятно, речь шла о властях двух стран или о СМИ): не хватало нам еще регулирования риторики наших СМИ по рекомендациям страны, которая всех критиков войны с Украиной зачисляет в «иноагенты»! Он также заявил об «одном блестящем будущем для двух стран». Никто не отрицает общего соседского сотрудничества, но, на мой взгляд, на данный момент, когда соседняя Россия пожинает плоды своей агрессивной политики, некорректно как-то в этом зловещем контексте говорить об общем будущем: если РФ оказалась под санкциями и в изоляции, то, дай Бог, Казахстану такое будущее не грозит.

И как логическое продолжение этой темы - вишенка на торте: в южной столице прошел еще один форум – «Be woman». Название, казалось бы, вполне прогрессивное: кто же против такой продвинутой и злободневной темы? Но, смотрите, какова была реакция большинства казахстанской аудитории: в соцсетях задавались вполне разумные и уместные вопросы: «кто нас учит уму-разуму?», «нет ли пророков в своем Отечестве?», «почему на такие форумы приглашаются именно российские коучи и инфоцыгане с токсичным (имеется в виду их имперские замашки) брендом, а не авторитетные спикеры того же, ненавистного для нашего северного соседа, Запада», «откуда такая неземная любовь ко всему заграничному, есть же пророки и в своем Отечестве!».



Гвоздем программы стал некий гуру от психологии, который в порыве страсти заявил: «Посмотрите, как Путин держит удар. 55 стран с ним воюют, а он побеждает. Посмотрите, как Трамп принимал Путина у трапа самолёта. Он никого так не принимает. И оказывается, что пассионарность личности, не только пассионарность нации, может стать таким драйвером, меняющим мир». Вот уж никогда не думал, что развязывание войны против другого народа и бомбежка мирных городов и сел - неотъемлемая часть пассионарности? (Лев Гумилев, наверное, в гробу перевернулся).

Впору учинить строгий спрос с организаторов таких мероприятий, которые столь скандально политизируют свою, казалось бы, аполитичную тематику: тут уж никакие отговорки не помогут, ибо любой организатор знает, о чем и как будет выступать приглашенный им спикер, какова у него позиция по самым важным вопросам повестки дня.

Конечно, все мы реалисты и понимаем, что такого рода провокации требуют не столько сиюминутной, подверженной эмоциям, и потому не всегда объективной, реакции, сколько обстоятельного и вдумчивого разбора полетов, изучения причин и последствий подобных, далеко идущих инцидентов. Одно дело – требующие такта и этикета дипломатические отношения между официальными властями Казахстана и России, и другое – отношение социума (я здесь имею в виду плюралистическое казахстанское общество, которое в большинстве своем не приемлет неоимперские амбиции Кремля, его аннексионную политику и агрессивную риторику, носители которых - как раз подобные одиозные ретрансляторы различных мастей). Эти и другие выступления дестабилизируют как внутреннюю обстановку в Казахстане, так и межгосударственные отношения.

Уверен, что в этой, обоюдоострой ситуации сложился определенный дисбаланс между позициями общества и власти, и его надо выправлять. У общество такой запрос есть. А любая власть, игнорирующая запросы общества, просто-напросто обречена. И никакой сосед, даже самый воинственный (к тому же, то и дело бряцающий морально устаревшим оружием и неуместными в XXI век неоимперскими амбициями) ей в час «Х» не поможет.