«Так было…Я знаю !..»

О новой книге поэта-трибуна, ученого-мыслителя, основателя нового течения в науке – тюрко-славистики Олжаса Сулейменова



25 сентября 2025 года в Алматы состоялась Международная конференция на тему: «Закон Осириса: древнеказахский язык и культурное наследие человечества». Мероприятие было организовано Международным центром сближения культур под эгидой ЮНЕСКО. В конференции приняли участие ученые – историки, философы, литераторы из Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. В ходе конференции состоялась презентация новой книги Олжаса Сулейменова «Я ЗНАЮ!..».

«В новой книге автор открывает для читателя происхождение культур Человека Разумного... К этим знаниям автор шел всю жизнь. Чтобы добраться до сокровенных глубин истории человечества и в этом переплетении найти времен связующую нить судьбы тюркских народов, а в ней – затаившийся с начала времен росток истории казахов», – пишет в предисловии к книге доктор философии Игорь Крупко.

Мне выпала честь, по предложению самого автора, стать председателем Редакционной коллегии книги. Ниже - текст моего выступления на конференции.

* * *

Нужно сразу сказать, что это смело заявленная тема, которая вытекает из размышлений, гипотез и открытий Великого поэта-трибуна, ученого-мыслителя, основателя нового течения в науке - тюрко-славистики Олжаса Сулейменова. Конечно же, уже возникают вопросы и будут еще возникать по содержательной части этого Закона Осириса и по выдвинутым автором утверждениям, как например, о Рогатом Месяце, об исторгнутых богах, о Кероглы и Геракле и другим гипотезам, и открытиям.

В связи с этим, я хотел бы сказать следующее. Четыре месяца назад мы отмечали 50-летие книги «Аз и Я». Когда появилась эта книга в 1975 году, сколько было вопросов и откровенных нападок на нее и её автора.

Я сейчас не говорю об идеологических нападках, начиная от всесильного, в то время главного идеолога огромной страны, Михаила Суслова - до сотен лекторов провинциальных обкомов партии. С ними-то все понятно. А я говорю о нападках в академической среде. Академик Дмитрий Лихачев или уважаемый в Казахстане Лев Гумилев, автор теории пассионарности (в столице Казахстана назван университет его именем), критикуя историка А. Кузьмина, все-таки опосредованно задел Олжаса, назвав его труд «буйным воображением алматинского поэта».



Прошло 50 лет, и сегодня, практически, нет ни одного абзаца в этой книге, который можно было бы оспорить. Я бы хотел привести слова поэта Жана Бахыта: «И быть может, совсем по-иному могла бы сложиться нынешняя ситуация в мире, если бы книгу Олжаса Сулейменова «Аз и Я» начали изучать еще в те самые семидесятые годы прошлого столетия. Её живые страницы следует постигать на молекулярном уровне – вынашивая для будущего атомы взаимопонимания, выстраивая на века этимологию духа».

Несколько слов по поводу тезиса Олжаса Сулейменова о существовании языка казахов в Древнем Египте в 3 тысячелетии до нашей эры. Конечно, все можно подвергать сомнению. Но вот такой пример. В 50 километрах от Алматы в 1969 году был открыт курган Иссык. «Золотой человек» из него – это феноменальная находка. В кургане было обнаружено более четырёх тысяч украшений, выполненных из листового золота. Также были найдены золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, бронзовое зеркало, меч, кинжал, серебряная чаша с 26 письменными знаками и многое другое.

Все находки датируются 5-4 веками до нашей эры. Это означает то, что ещё за пять веков до образования Римской империи, за тысячу лет до Союза гуннских племён во главе с Атиллой, за двенадцать веков до Тюркского каганата времен Культегина и Бильге кагана на территории современного Казахстана существовала Великая цивилизация с развитой материальной и духовной культурой. Это подтверждают находки.

Скажу только о трех вещах. Первое – наличие предметов из золота, серебра, бронзы, железа говорит о том, что существовала металлургия. А раз были изделия из металла, то соответственно были поиск и добыча руды.

Второе – предметы из золота и серебра - это мастерски изготовленные ювелирные изделия, а некоторые из них представляют собой высокохудожественные произведения искусства. То есть, существовали и металлургия, и искусство.

И третье – надпись на чаше подтверждает наличие письменности. Это удивительные и ценные открытия. И это все относится к прямым предкам казахов. Это не могли сделать какие-нибудь пришельцы-инопланетяне. Это сделали люди, жившие на этой земле, и мы – их потомки.

Сейчас это визитная карточка Казахстана. И если все это было в 5-4 веках до нашей эры здесь, на территории Казахстана, то почему же в том периоде времени, который рассматривается Олжасом Сулейменовым, мы не можем допустить следы казахского присутствия и существования казахского (тюркского) протоязыка или его отдельных слов в тех или иных регионах Евразии. А если говорить о Египте, то его наиболее заселенная северо-восточная часть находится в Азии.

Я беседовал с людьми, которые в той или иной степени ознакомлены с публикациями о Законе Осириса. Первый вопрос, который у некоторых собеседников возникает: «Где – Казахстан и где – Египет?». Хочется сказать, что расстояние от западных границ современного Казахстана (Актау, Мангыстауская область) до самых восточных границ (Катон-Карагай, ВКО) и даже дальше, до восточных границ Баян-Ульгейского аймака (Монголия), где 90% населения составляют казахи, гораздо большее, чем от тех же западных границ Казахстана до Египта. И Египет, который и сегодня все тюркоязычные страны официально называют «Мысыр», а арабские страны называют мягче – «Миср», сами же египтяне называют свою страну «Та мэри», что схоже с казахским словом «тамыр». Так вот «Мысыр» всегда представлял интерес для кочевых цивилизаций, куда можно было добраться сухопутным путем из восточных регионов Центральной Азии и Казахстана через территории современных Туркменистана, Ирана и Ирака.

К тому же, очень интересен феномен военного сословия мамлюков, которое просуществовало в Египте тысячу лет, с IX по XIX век. И как известно, мамлюки говорили на кипчакском языке. А один из самых выдающихся мамлюков – кипчак, выходец из казахской степи – Бейбарс был султаном-правителем Египта. Правда, это более поздний период, чем рассматриваемый Олжасом Сулейменовым. Но тем не менее...

В заключение хочу привести слова Рашиды Зуевой и Светланы Штейнгруд, сказанные после выхода книги «Аз и Я»: «Значительность книги «Аз и Я» в той горячей, страстной приверженности и поискам истины, на пути к которой правомерны и ошибки, и заблуждения, но невозможно только одно – равнодушное топтание на месте».



Эти слова можно отнести и к новой книге Олжаса Сулейменова «Я ЗНАЮ». И мне очень хотелось бы, чтобы через 50 лет, как это произошло с книгой «Аз и Я», все гипотезы и открытия, изложенные в книге «Я ЗНАЮ» стали аксиомами, не требующими доказательств.