Герой России из Казахстана

К Дню милиции — мое несостоявшееся интервью с Сериком Султангабиевым, который готов был отдать жизнь за своего солдата

  25 сентября на занятиях по боевой подготовке на полигоне городка Лесной под Екатеринбургом командир в/ч 3275 (полк внутренних войск МВД России) полковник Серик Султангабиев спас младшего сержанта Алексея Телегина, уронившего гранату с выдернутой чекой.

Полковник оттолкнул младшего сержанта и прикрыл гранату своим телом. От моментальной гибели Султангабиева спасли бронежилет и каска. Полковник получил сильную черепно-мозговую травму, повреждение глаз и лица.
Младший сержант Телегин, слава богу, жив и здоров.
После перенесенных многочисленных операций в местечке Лесном под Екатеринбургом и в подмосковной Балашихе, где находится главный госпиталь внутренних войск, Серик Султангабиев пришел в сознание, а в последних числах октября переведен из центра интенсивной терапии в нейрохирургическое отделение. Врачи говорят, что наряду с физическими травмами (один глаз, увы, не удалось сохранить) полковник Султангабиев получил и глубокую психологическую травму. Ему трудно говорить и вспоминать случившееся на полигоне. Он общается только с врачами и женой, правда, недавно его посетил и главнокомандующий внутренними войсками МВД России генерал-полковник Виктор Золотов, который сообщил, что Серик Газисович представлен к ордену Мужества.

Хочется понять его поступок. Где искать истоки мужества? Кто же он, этот герой?
Серику Султангабиеву 41 год, он родился в многодетной (шестеро детей) казахской семье в поселке Введенка Кустанайской области. Отец — скотник, мать — доярка… После школы Серик учился в Челябинском высшем танковом училище. Это было в самом начале 90-х, в последний год существования Советского Союза. Многие тогда, получив образование, бросали военную службу. Она ведь почти не кормила. А тут, как раз в год окончания Сериком военного училища, подоспела первая чеченская кампания.
Но он не бросил армию и выполнил свой воинский долг в Чечне, где было очень непросто остаться человеком.
А потом — вторая чеченская… А дальше его офицерская судьба делает крутой поворот. Он — боевой офицер-танкист, проходящий службу в частях Министерства обороны, переходит во внутренние войска МВД России и даже одно время командует милицейским батальоном.
Если бы врачи разрешили нам встретиться, я бы обязательно задал вопрос Серику Газисовичу: с чем был связан этот переход? А пока я могу только гадать. С одной стороны, в Министерстве обороны шло бесконечное сокращение, и молодому офицеру могли не давать служебного роста. В то же время во внутренних войсках очень нуждались в опытных, инициативных боевых командирах, умеющих работать с личным составом и великолепно знающих боевую технику.
В 35 лет, будучи старшим офицером, Султангабиев получил высшее военное образование, успешно окончив Военную академию имени Фрунзе.
…Конечно, если бы нам удалось встретиться, я бы спросил Серика про случай с гранатой. Но он бы мне свой поступок вряд ли объяснил. Так геройски поступают машинально, ни секунды не думая. Да и не было у него этих секунд…
Истинного русского офицера, да и солдата, всегда отличает готовность к самопожертвованию.