Ленточка.ру

Как георгиевская ленточка стала символом общественного раздора в Казахстане

Ленточная оппозиция

Раздача  георгиевских ленточек вызывает  в обществе все больше вопросов.     Фото Рауля УПОРОВА, «Уральская неделя»Казахстанский архитектор Салтанат Коршиева была очень удивлена, когда увидела у знакомых учеников начальной школы георгиевские ленты. На недоуменный вопрос, откуда они их взяли, последовал ответ: учительница выдала. Коршиева запретила впредь брать ленты у кого бы то ни было, а сама задалась публичным вопросом: «Какое право имеет учитель, чтобы использовать чужих детей для удовлетворения политических амбиций соседнего государства?». Вывесив этот вопрос на своей странице в Facebook, архитектор тут же нарвалась на бурную дискуссию, суть которой сводилась к тезису «георгиевская ленточка стала символом российского вторжения в Украину» и контртезису «не мешайте Великую войну со своими псевдострахами». Каждый в итоге, что и следовало ожидать, остался при своем мнении.

Коршиева не единственная, кого озаботил вопрос статуса георгиевских ленточек в Казахстане. Впервые он прозвучал еще год назад, когда российско-украинский конфликт вступил в активную фазу. Уже тогда многие негативно настроенные к России общественные активисты настаивали на том, что в Казахстане нужно отказаться от георгиевских ленточек: их носят представители непризнанных ДНР и ЛНР, а значит, цепляя такую же символику на себя, человек разделяет позицию России по Украине.

В канун 70-летия Победы споры возродились с новой силой. В минувшую пятницу группа активистов во главе с известным оппозиционером Галымом Агелеуовым передала в акимат Алма-Аты письмо на имя Ахметжана Есимова с просьбой прекратить раздачу георгиевских ленточек – как минимум в школах. «Георгиевская лента – имперский символ покорения других народов, реинкарнированный в 2005 – 2006 годах НОДом (Национально-освободительное движение. – Прим. ред.) и «нашистами» (молодёжное движение «Наши». – Прим. ред.), – заявил Агелеуов. – Они ошиблись, предполагая, что именно эта лента объединит наши народы. Наоборот, именно эта лента – символ уничтожения независимости наших народов и поэтому вносит раздор между нами. Кроме того, война в Украине, неуважение к суверенитету независимого государства показывают, что эта лента есть символ имперского превосходства, что недопустимо для нашей культуры и истории». Раздавать эту символику в школах, по мысли активистов, нельзя и подавно.

Тут нужно внести некоторую историческую ясность. Георгиевскую ленту «вернули к жизни» не представители прокремлевских движений, а журналисты, хотя и с подачи власти. В 2005 году, на 60-летие Победы, госагентство РИА «Новости» инициировало акцию «Георгиевская ленточка», которая, по задумке организаторов, должна была «не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века». Самый главный специалист по новейшей истории Леонид Парфёнов в своем книжном проекте «Намедни. Наша эра. 2006 – 2010» пишет: «Оранжево-черные ленточки повторяют цвета колодки медали «За победу над Германией», заимствованные в 1945 году у царских Георгиевских крестов. Миллионы ленточек закупают российские регионы и местные администрации, их отправляют в ближнее и дальнее зарубежье – всего, как сообщается, в 30 стран… Что за кампанией стоит власть – очевидно, и демонстрация ленточки – еще и жест лояльности: я разделяю ценности, поощряемые руководством страны». С точки зрения Парфёнова, георгиевская ленточка решала еще и кризис самоидентификации: «Из всех исторических святынь Победа вызывает безусловную гордость большинства». Правда, вытащенная из прошлого лента сразу стала выглядеть отчужденно по отношению к современности. «Самые уважаемые в России автомобили производят бывшие «державы Оси», разгромленные враги. Георгиевские ленточки с девизом «Спасибо деду за Победу!» на «ауди» и «тойотах» выглядят двусмысленно. Чувствуя это, иногда делают приписку: «трофейная». Но тогда получается насмешка над собственным пафосом», – заключает Парфёнов.

«Еще пару лет назад эти ленточки носили все подряд, вешая их даже на дамские сумочки, – говорит депутат Питерского Законодательного собрания и видный общественный деятель России Борис Вишневский. – Это было, в общем-то, просто смешно. Но за последний год, к сожалению, именно эта лента для всех наших соседей стала символом агрессии. Это никак не умаляет подвиг тех, кто сражался во время Великой Отечественной. Но так как ленточки стали активно использовать мятежники на востоке Украины, произошло некое смещение понятий».

Именно разделение таких ценностей в качестве основного посыла георгиевских ленточек и стало камнем преткновения для общественных активистов из Казахстана: им нынешняя политика соседей не нравится совсем, а уж донецкие и луганские сепаратисты, поддерживаемые Москвой, и подавно. Возможно, понимая это, российский военно-патриотический телеканал «Звезда» написал интернет-новость о том, что послание Есимову подписали «около 20 так называемых «гражданских активистов». «Звезда» упомянула также, что одна из активисток – известный общественник Ботагоз Исаева – выступала на «Радио «Азаттык», которое «напрямую финансируется госдепартаментом США». Правда, даже если предположить, что это сознательная провокация со стороны Америки, «Звезда» все равно опоздала с патриотическим угаром: от георгиевских лент планируют отказаться в Киргизии, а в Белоруссии ограничения разной формы на ношение георгиевских ленточек есть не первый год.

Ленточный червь сомнения

Строго говоря, у идеи Агелеуова и его сподвижников в Казахстане немало противников. Однако винят в «нарушении исторической памяти» они не активистов, а власть, которая вообще-то оппозиционных активистов в этом вопросе поддерживает. В региональные управления внутренней политики на прошлой неделе было спущено письмо из Министерства культуры и спорта РК. «Как правило, сложилась традиция, когда в этот день организовывается широкомасштабная акция по раздаче «георгиевских ленточек», как символа победы над фашизмом, – говорится в письме (здесь и далее орфография и стилистика оригинала сохранены. – Прим. ред.). – Однако на сегодняшний день этот символ стал сильно политизироваться и все больше проявляться в агрессивных тонах, связанных с различными конфликтами, что противоречит его изначальным ценностям мира и гуманизма. Несомненно, единство народа, принесшее эту Победу в самой кровопролитной войне в истории человечества всегда останется главной и непроходящей ценностью для народа независимого Казахстана. Следовательно, в стране в Год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. традиция проведения такой всенародной акции, как раздача лент, должна найти свое достойное продолжение. В связи с этим, в целях демонстрации деполитизации общего для всех народов бывшего СССР праздника предлагается обновление символа на официальном уровне и введение новых патриотических «Лент Победы», исполненных в измененном дизайне».

Эскиз этих лент – голубые с желтым орнаментом и изображением ордена Отечественной войны по краям – был опубликован в СМИ и тут же стал причиной возмущений. «Мой дед воевал за Родину – ту, которая была в составе СССР. Это правда. Благодаря этому я живу. Я горжусь его победой. Голосую за гвардейскую ленту. Ужаснулся появлению голубой ленты. Хоть я наполовину казах – но такого бреда даже не ожидал», – пишет пользователь Ринат на сайте западноказахстанского портала «Мой город». «Ничего не заменит нам Георгиевскую ленту – это символ Победы, а не это чудо, которое вы придумали. Небось на следующий год опять будут переделывать. Путина на вас нет», – негодует пользователь Виктор. И таких высказываний подавляющее большинство, редкие противники георгиевских лент сразу обвиняются едва ли не в поддержке фашистов. Высказываются также мнения о том, что подобные новшества – это неудачный пиар власти перед выборами. Некоторые особо рьяные уральцы обещают голосовать против действующего президента и хотят отдать свой голос тому, кто поддерживает оранжево-черную ленточку в качестве основной.

Чиновники на местах оказались к этому готовы, хотя и удивились такому масштабу противодействия их инициативе. «Нам до сих пор многие звонят и спрашивают, зачем вы поменяли ленты, – рассказала «Новой» – Казахстан» начальник организационного отдела управления внутренней политики по ЗКО Гульдана Аргенова. – Но сейчас XXI век, и нужны новые идеи». Ношение новых лент будет делом сугубо добровольным, подчеркивает Аргенова, однако к 2020 году на них, вероятно, перейдут все. «В этом году 50% наденет эту ленту, в следующем – 60%, потом – 70%, и так далее», – приводит потрясающую формулу чиновник из управления.

«Я считаю, что история должна отражать действительность времен, – понимает гнев сторонников георгиевской ленточки бывший Первый секретарь Компартии Казахстана Серикболсын Абдильдин. – Георгиевские ленты во времена войны поднимали патриотический дух, и сейчас они имеют определенно важное значение с точки зрения сохранения памяти в сознании молодежи». Новая лента – это, по сути, подмена исторических понятий, считает политик. Но с ним согласны не все. «Если исходить из фактов, то нынешняя георгиевская лента не имеет никакого отношения к Великой Отечественной войне, и это «новодел» последнего десятилетия, – считает политолог Айдос Сарым. – Ее значение сейчас очень политизировано, и в значительной части бывших советских республик ленточка ассоциируется с экспансионистской и имперской политикой России, с ДНР и ЛНР. Поэтому, чтобы избежать конфликтов, государства переходят на ленточки в цветах государственных флагов».

Новая лента Сарыма вполне устраивает, с подобной уже ходили многие казахстанцы и на прошлое 9 Мая. То, что сторонники георгиевских лент обвиняют своих оппонентов в стремлении отмежеваться от общей истории, политолог называет «идеологическим конструктом». «Спор идет не вокруг сути, а вокруг символов, – подчеркивает он. – Мы видим, что для какой-то части людей в России и в Казахстане георгиевская ленточка стала символом некритично воспринимаемой истины: мол, как же вы можете от нее отказаться? Но, извините, с 1945 по 2005 год эту ленточку никто не носил – и это никому не мешало ценить Победу. Не надо никому морочить голову. Я не очень верю в коллективное раскаяние и в коллективную Память. Это все сугубо личное, и превращать это в шабаш ведьм, как сейчас мы видим, эти ситуации не стоит».

Собственно, примерно на этом настаивают и активисты, передавшие письмо акиму Алма-Аты. Запрещать оранжево-черную ленточку они даже не собираются, однако хотят, чтобы из нее перестали делать культ. «Конечно, ветераны пусть носят [то, что хотят], и никто не скажет ничего плохого, но правду знать надо, и узнав ее всю, легче принять объективное и свое личное решение, – говорит Галым Агелеуов. – На мой взгляд, голубые ленточки с символикой государства Казахстан и гвардейские красные ленты, может, не в этом году, но станут доминировать 9 Мая, и это будет правильным решением всего общества». Возможно, еще более правильным решением был бы отказ от любых лент, однако на это точно никто не пойдет: какая ж тут Победа, когда нужно знать, какие ценности разделяет стоящий перед тобой человек.