Внешняя торговля Казахстана: от снижения к обвалу

Результаты внешнеторговых операций Казахстана за первые 6 месяцев этого года вызывают тревогу. Иначе как обвалом назвать происходящее сложно.

По крайней мере, об этом свидетельствуют статистические выкладки Национального банка в «Кратком обзоре казахстанской экономики, январь-июнь 2015», опубликованном 27 июля. То есть как раз в день официального вступления Казахстана в ВТО.
Согласно данным главного банка страны, внешнеторговый оборот нашей республики за первые 6 месяцев 2015-го составил всего лишь 63,8% от этого показателя за аналогичный период 2014-го. Нетрудно подсчитать, что за январь-июнь этого года индикатор внешнеторговых операций страны обвалился сразу на впечатляющие 36,2%!
В первые 3 месяца 2015-го баланс по внешней торговле Казахстана сократился до менее $4,2 млрд против более чем $14,1 млрд за тот же период годом ранее! То есть почти в 3,5 раза.

Примечательно, что за прошлый год торговый баланс сокращался от квартала к кварталу: во втором он опустился ниже $8,5 млрд, в третьем — ниже $7,4 млрд, а в четвертом — до $5,7 млрд.
Опасения вызывает и то, что негативная динамика по внешнеторговым операциям нашего государства приобрела устойчивую тенденцию, и продолжает только нарастать из года в год. Если по итогам 2013 года, согласно данным статистического агентства, этот показатель снизился только на 1,1% — до $131,4 млрд против $132,8 млрд в 2012-м, то в 2014-м он упал уже на 10,5% — до $119,4 млрд. И что самое тревожное — продолжает снижаться. Причем более быстрыми темпами, чем это было в прошлом году.
Не менее тревожным сигналом можно считать тот факт, что экспорт снижается намного быстрей, чем импорт. Вывоз казахстанской продукции за первое полугодие 2015-го составил только 55,6% от аналогичного показателя за тот же период прошлого года.

При этом ввоз иностранной продукции в нашу страну в рассматриваемый период упал заметно ниже — до 82,9%. Интересно, что только в страны-партнеры Казахстана по ЕАЭС экспорт в январе-мае 2015-го сократился на 16,2% к соответствующему периоду 2014-го, тогда как импорт – на 13,2%.
Следует особо отметить, что заметно опережающее падение экспортных поставок по сравнению с импортными играет не в пользу нацвалюты, поскольку из-за этого, в частности, сальдо платежного баланса по счету текущих операций за первый квартал этого года оказалось отрицательным, достигнув $205,4 млн против почти $6,438 млрд со знаком «плюс» за аналогичный период прошлого года!
Только сам факт отрицательного сальдо по текущему счету играет в пользу «медвежьих» настроений по обменному курсу тенге. Кстати, этот показатель находится в красной зоне уже третий квартал подряд. В третьем квартале прошлого года минус по счету текущих операций достигал более $1,444 млрд, а в четвертом – $801,1 млн.
Не исключено, что итоги второго квартала этого года по текущему счету окажутся несколько лучше, чем за первые три месяца. Однако в случае сохранения возобновившейся тенденции падения нефтяных цен на протяжении третьего квартала 2015-го этот показатель может продемонстрировать очередное падение, что в целом по платежному балансу будет компенсировано июльским внешним займом правительства в размере $4 млрд.
В свою очередь, это окажет временную поддержку обменному курсу нацвалюты, но никак не сможет переломить негативную тенденцию по уменьшению валютных поступлений в страну. А это означает, что нацвалюта, получив небольшую передышку, останется под давлением, которое только усилится в случае сохранения нисходящего тренда по нефтяным ценам и очередного ослабления российской валюты.
Примечательно, что столь впечатляющее замедление экспорта и менее существенное падение импорта вызвано не только ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры, но и нежеланием Национального банка до последнего времени проводить более гибкую курсовую политику, предполагающую постепенное ослабление тенге темпами, сопоставимыми с усилением негативных тенденций в глобальной экономике.
Не исключено, что это нежелание регулятора было вызвано сохраняющимся недовольством населения обвальными февральскими девальвациями 2009 и 2014 годов и, как следствие, резким падением доверия к Нацбанку. Также не исключено, что оно было обусловлено и политическими причинами: проведением досрочных президентских выборов в апреле и празднованием Дня столицы в июле.
Как ни странно, но после резкого падения внешнеторгового оборота в первом полугодии заявления председателя национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблая Мырзахметова, которые он сделал 28 июля на встрече с журналистами, уже не выглядят столь драматичными. А заявил он, что «экономика сжимается», а «недобор» по налогам в январе-июне этого года составил 260 млрд тенге!
Но дальше — больше. Если учесть, что львиная доля казахстанского экспорта приходится на страны Евросоюза (56,8% в январе-мае 2015 года), Китай (10,9%) и Россию (9,4%), то от состояния этих экономик будут зависеть дальнейшая динамика внешней торговли Казахстана в частности и рост ВВП в целом.
А то, что эта динамика имеет все шансы стать еще более негативной, говорят данные по экономическому росту в этих странах и ситуация с ценами на нефть. В первом квартале 2015-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост ВВП ЕС составил всего 1,4%, в Китае он замедлился до 7%, а в России и вовсе наблюдался спад на 2,2%, в то время как стоимость «черного золота» вновь идет вниз.
Причем большинство экспертов сходятся во мнении, что негативные тенденции в экономиках наших основных торговых партнеров сохранятся. Поэтому вполне ожидаемо, что результаты по внешнеторговой деятельности нашей республики в этом году продемонстрируют очередное падение, но куда более глубокое, чем это было за последние 2 года.