Виза на Родину

Почти 5 миллионов этнических казахов проживают за пределами Казахстана. По численности это целая страна!

Обретя независимость, Казахстан пережил своеобразную эйфорию по поводу идеи возвращения казахов на историческую Родину. Президент говорил красивые слова и призывал всех возвращаться в страну, чтобы вместе строить новый Казахстан. Правительство принимало экономические решения для адаптации переселенцев.

Помню, как торжественно проходили первые курултаи, которые собирали казахов со всех концов планеты. Было учреждено Всемирное сообщество казахов, которое возглавил президент.
Были приняты законы, чтобы форсировать процесс переселения. В результате – за последние 20 лет в Казахстан из-за рубежа прибыли и обосновались около миллиона казахов. Нельзя отрицать, что власть прибывающим на Родину казахам выделяет солидные бюджетные средства.
Но в последнее время правительством вдруг стали приниматься одиозные законы и подзаконные акты, корректирующие этот процесс. Появились различные бюрократические препоны. В результате за 2014 год только 678 семей (или 1381 человек) смогли получить гражданство Республики Казахстан. Особенно плачевная ситуация сложилась в южной столице, Алма-Атинской области и Южном Казахстане, где сотни семей с малыми детьми и стариками влачат жалкое существование.

Да, была принята помпезная программа «Нұрлы көш». Но о ее реализации никто не слышал.
Сейчас ситуация ухудшилась, потому что в Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам миграции населения и обеспечения работой» правительство внесло новые изменения и дополнения и направило документ в Мажилис.
Как сообщили на днях представители общественных организаций «Жебеу» и «Асар», «камнем преткновения остается требование о предоставлении переселенцами справки об отсутствии судимости».
Но в том же Китае, например, такие справки не выдаются, а в случае судимости у гражданина просто изымается паспорт. Получается, что данная законодательная норма грозит полностью закрыть дорогу домой для 1,5 миллиона соотечественников из КНР.
Тысячи казахов, принявших решение вернуться на историческую Родину, вынуждены прибывать к нам по визе и после окончания ее срока ехать обратно… за новой визой. Не думаю, что от таких поездок туда и обратно эти люди станут большими патриотами Казахстана.
Стало нарицательным с негативным оттенком официально употребляемое слово «оралман», которое можно перевести как «возвращенец». Хотя в свое время мы предлагали другое определение для всех казахов, проживающих за рубежом, – «отандастар» («соотечественник»), ибо Отечество у нас одно. Такой термин морально поддержал бы всех: кто возвращается на Родину, и тех, кто пока по различным причинам не может этого сделать. Главное – это определение объединило бы нас.
Были попытки внести раскол между прибывающими в Казахстан соотечественниками и собственно гражданами: приезжих обвиняли в иждивенчестве, неспособности адаптироваться к новым условиям.
Судя по всему, во властных структурах находятся влиятельные лоббисты, тормозящие процесс возвращения казахов на историческую Родину.