«Противодействие коррупции в мировом масштабе»

Опубликовано в газете The New York Times 27.02.2014

Всякий раз, когда представители правительств со всего мира встречаются, они обычно стараются добиться прогресса во многих областях, представляющих общий интерес. Например, препятствуют изменению климата, поддерживают борьбу с бедностью, торговлей наркотиками, исламским экстремизмом, рабством и торговлей людьми в современном мире, а также киберпреступностью. Этот список можно продолжать долго. Но должностные лица уделяют слишком мало внимания коррупции, хотя от нее страдают народы всех стран. Политики соглашаются, что коррупция — рак современного общества и ее нужно искоренять, но не делают для этого практически ничего.

ReutersЭто странно, если учесть масштабы проблемы. Что же такое коррупция? Оксфордский словарь английского языка определяет это понятие как «нечестные или обманные действия со стороны власть имущих». И к «власть имущим» я бы отнес также тех, кто работает на корпорации и учреждения, которые являются частью правящей элиты.
По данным Tax Justice Network (независимой ассоциации, которая борется с практикой ухода от налогов), хитрые бизнесмены, которые сотрудничают с коррумпированными чиновниками, за последние 15 лет присвоили 30 триллионов долларов. Это половина годового ВВП всего мира.
Из Китая в период с 2000 по 2011 год исчезло около 4 триллионов долларов. В основном это было связано с коррупцией и отправкой финансов в секретные офшорные хранилища. В России этот показатель составляет около 1 триллиона долларов. В Европейском союзе (во всех странах вместе) — 1,2 триллиона долларов.

Reuters
На Западе самые известные фигуры, связанные с мошенничеством высокого уровня, это Берни Мэдофф, Аллен Стэнфорд, Жером Кервьель из Societe Generale, Квеку Адоболи из UBS. Кроме того, всем известно о скандале с ипотечным долгом и фальсификацией LIBOR (Лондонской межбанковской ставки предложения). В моей стране, России, были аналогичные мошенничества: хищение 5 миллиардов долларов из Банка Москвы; 4 миллиардов — из БТА Банка и АМТ Банка; 4 миллиардов — из «РосУкрЭнерго»; 3 миллиардов — из «Глобэкса» и Связь-Банка; 2 миллиардов — из Россельхозбанка; 1 миллиарда — из Росагролизинга и такой же суммы из Банка ВЕФК.
Многие из виновников преступлений смогли выехать за границу, где воспользовались своим опытом, связавшись с теми, кого я называю «олигархией финансовых услуг». Это международные банки, юридические фирмы и бухгалтеры, которые помогают преступникам жить за счет доходов от мошенничества. Другие, например Андрей Бородин, бывший исполнительный директор Банка Москвы, получили политическое убежище (г-н Бородин живет в Великобритании).
Сергей Пугачев, владелец обанкротившегося Межпромбанка, Виктор Храпунов, бывший мэр Алматы (Казахстан), и жена Юрия Лужкова, бывшего мэра Москвы, — все эти люди живут в Европейском союзе или в Швейцарии, наслаждаясь роскошным образом жизни. Они утверждают, что в своих странах подвергаются преследованию за политические взгляды, хотя об их участии в политике было известно очень мало, пока они не переехали за границу. Даже если они и были вовлечены в политику, то поддерживали правящую власть.
Представители различных стран выступали с инициативами по борьбе с коррупцией. Но при этом игнорировалось, что проблема носит международный, общий характер, и, чтобы вернуть украденные активы, неизбежно придется сотрудничать с другими странами уже в их юрисдикции. Против таких мер выступает целая индустрия, которая помогает людям скрывать свои богатства за границей, вдали от любопытных глаз властей. Если правительства хотят вернуть все, что было потеряно, они должны объединиться и создать международную антикоррупционную силу, по аналогии с Интерполом, чтобы победить финансовых олигархов.
Новая организация должна иметь широкие полномочия. Но при этом на ее работу не должно требоваться слишком много средств (по моей оценке, хватит примерно 70 миллионов долларов в год). Задача организации будет заключаться в повышении осведомленности о коррупции, ведь необходимо объяснять, почему это важно. Также представители организации должны иметь право пересекать границы стран, чтобы задерживать подозреваемых и активы.
Возглавить эту силу должен человек, пользующийся глобальным доверием и уважением. Хорошая кандидатура — бывший премьер-министр Гордон Браун. Обязанность главы организации будет проста: бороться с коррупцией, препятствовать тем, кто хочет обмануть своих соотечественников и похитить ценные средства.
Трудно представить, как можно победить в борьбе с коррупцией, не создавая такого органа. Против национальной полиции и следователей выступает целый корпус профессиональных консультационных фирм, хорошо разбирающихся в оказании помощи тем, кто хочет хранить свои богатства вне досягаемости властей. Пособничеством и укрыванием тех, кто совершил мошенничество, занимаются офшорные убежища, которые создают законы, помогающие хранить украденное в тайне и безопасности. Такая олигархия может быть свергнута, только если правительства начнут серьезно с ней бороться, то есть создадут агентство, у которого будут все возможности для расследования. Эта организация не должна бояться чьих-либо санкций или принадлежать представителям конкретного государства.
В отличие от Организации Объединенных Наций и Европейского банка реконструкции и развития, международная организация по борьбе с коррупцией будет быстро действовать и проявлять гибкость. В настоящее время, если человек украл миллиард долларов и направился в офшорную гавань, против него практически невозможно предпринять законные действия. Восстановление средств еще менее вероятно, на это потребуются годы, к тому же придется вложить целое состояние.
Мы должны вести борьбу не только с преступниками, но и с их пособниками, которые получают большие деньги и имеют связи. Сейчас, когда возникает крупный скандал, связанный с коррупцией, мы видим негодование общества. Это само собой разумеется. Но спросите себя: скольких преступников когда-либо поймали, сколько средств было восстановлено?
В последние годы таких случаев становится все меньше. Переводить деньги на другие счета — быстро и просто, поэтому неудивительно, что мошенники находятся на подъеме. Суммы денег, задействованных в таких преступлениях, также стремительно растут.
Мы должны положить этому конец. Правительства по всему миру пытаются собрать средства для борьбы с глобальным спадом экономики, но они не могут просто повышать налоги для тех, у кого средний и высокий уровень доходов. Скорее им следует сохранять средства всеми возможными способами и приумножать их. Один из важных источников — борьба с коррупцией. В конце концов, чаще всего расхищаются и вывозятся именно государственные средства.
Я предлагаю относительно экономное и вполне эффективное решение одной из самых актуальных проблем в мире: создание международной организации по борьбе с коррупцией. И сделать это нужно сейчас, а не когда-то в далеком будущем: ведь это наши деньги, и мы хотим их вернуть.