«Сбежавшие» деньги вернутся на родину?
- Подробности
- 4813
- 17.04.2014
- Амиржан КОСАНОВ, независимый политик, специально для «Новой» — Казахстан»
В Казахстане грядет очередная амнистия капитала. Скорее всего, не последняя
На днях власть разродилась двумя суперидеями. Несмотря на разницу в тематике, мне кажется, что они имеют общие корни и последствия.
Во-первых, президент поручил разработать проект Закона «Об амнистии капитала». Как он сказал, «эта мера является первым этапом, за которым последует всеобщее декларирование расходов населения».
Во-вторых, наш доблестный финпол — Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью — разработал проект новой антикоррупционной стратегии Казахстана до 2025 года.
Как сообщают информагентства, один из пунктов стратегии гласит: «Все лица, посвященные в коррупционную деятельность чиновника либо знающие о незаконном происхождении активов, будут обязаны оказывать содействие правоохранительным органам. В противном случае должны применяться законодательные санкции».
Конечно, легализация капитала в какой-то мере может способствовать притоку в реальный сектор экономики определенных средств. И это позитив. Например, эксперты говорят о том, что на эти средства можно будет приобрести акции нацкомпаний и принять участие в программе «Народное IPO».
Хотя я с изрядной долей сомнения отношусь к планам правительства по притоку легализируемых средств в экономику. Ее наиболее лакомые куски (нефть, газ и полиметаллы) уже розданы своим, и чужие там давно не ходят! Что касается отечественного не сырьевого сектора, то инвестировать туда чрезвычайно невыгодно и рискованно. Невыгодно, потому что со стороны государства нет реальной поддержки этого сегмента. А рискованно, потому что коррупцию и рейдерство со стороны госструктур никто у нас еще не отменял!
Понятно, что на такой шаг нашу власть подвигли не столько желание стимулировать экономику, сколько... банальная нехватка денег в бюджете и желание помочь чиновникам и околовластному бизнесу спасти свои кровные в период нестабильности и штормов в офшорных гаванях.
Абсолютному же большинству населения нечего легализовывать и декларировать!
Получается, что если ты украл 5 тысяч тенге из сейфа сельского округа — ты преступник, а если украл миллионы долларов — ты не только легализуешь их без последствий, но к тому же станешь еще богаче! Чем не стимул для будущих жуликов и воров, так как периодическая легализация у нас стала традицией!
Помимо этого в бизнес-сообществе существует реальное опасение относительно честности государства при осуществлении данной акции: не исключено, что кое-кто, легализуя свои капиталы, легко может стать объектом преследования со стороны конкурирующих кланов. Особенно если последние контролируют фискальные и репрессивные органы.
Есть также и политический аспект этой кампании. Ибо если приходится каждые 5-6 лет объявлять легализацию теневых капиталов, значит, с политической и экономической системой что-то не так.
Президент говорит: «Эта мера позволит вывести большую часть нашей экономики из тени и приблизить нас к уровню экономики транспарентности развитых стран». А может быть, нужно начать с транспарентности политической системы?
Связанная с этой темой инициатива того же финпола по обязательному (с уголовной ответственностью!) участию граждан в борьбе с коррупцией и принуждению их к официальному доносительству имеет свои особенности.
Безусловно, коррупция — то зло, с которым надо бороться всем миром. Но уверен, что каждый гражданин должен делать это добровольно, а не под дамокловым мечом Уголовного кодекса! У нас уже установлена уголовная ответственность за недонесение о преступлении.
Но как же тогда быть с еще одним недавним законодательным новшеством, предусматривающим уголовное наказание за клевету? Возможно, что коррупционер, на которого указал честный и сведущий гражданин, откупится и в результате выйдет чистеньким из воды. А добропорядочный гражданин будет признан судом клеветником!