Спасение в девальвации?
- Подробности
- 4738
- 10.07.2014
- Сергей Зелепухин, КазТАГ
Платежный баланс — в плюсе, доверие тенге — в минусе
Национальный банк опубликовал информацию по платежному балансу Казахстана за первый квартал этого года. Согласно данным регулятора, показатель текущего счета оказался в плюсе.
Но самое интересное заключается в том, что положительное сальдо по этому индикатору побило все достигнутые ранее рекорды. Однако оснований для радости по-прежнему нет.
В том, что счет платежного баланса по текущим операциям за первый квартал этого года после февральской девальвации будет положительным, наверное, не сомневался ни один эксперт. Но того, что он побьет все рекорды, похоже, не ожидал никто.
Девальвация как панацея
Тем не менее этот показатель оказался на уровне, превышающем $6,2 млрд. К слову, прежний рекорд был достигнут во втором квартале 2011 года. Тогда профицит текущего счета составил $5,2 млрд.
Столь высокий уровень по этому показателю в рассматриваемый период традиционно сложился благодаря почти рекордному позитивному результату по торговому балансу. Этот индикатор достиг $14,4 млрд против $11,2 млрд по итогам первого квартала прошлого года. При этом экспорт товаров зафиксирован на уровне $22,4 млрд при импорте в размере $8,7 млрд, тогда как в первые три месяца 2013 года эти показатели достигали $20,5 и $10,2 млрд соответственно.
О чем это говорит? Во-первых, о том, что рост экспорта и замедление импорта стали возможными благодаря проведенной Нацбанком в феврале этого года обвальной девальвации тенге. И, во-вторых, о том, что увеличение экспорта и снижение импорта удалось добиться за счет высоких мировых цен на нефть.
Причем уже очевидно, что положительный результат по торговому балансу и по счету текущих операций в целом вполне был достижим при постепенном, а не обвальном ослаблении национальной валюты. Но начинать снижение обменного курса Национальному банку необходимо было задолго до февраля этого года. Тем более что, несмотря на успокоительные заявления его руководства, предпосылки для ослабления тенге сложились еще в 2012 году. Тогда главный банк страны вполне имел шансы сохранить доверие граждан, что критически важно для обеспечения стабильности валютного курса в долгосрочном периоде.
Радоваться Келимбетову рановато
Но вернемся к показателям платежного баланса. Как обычно не порадовали результаты по балансу услуг. За первые три месяца этого года его дефицит составил $1,3 млрд против $1,4 млрд со знаком минус за тот же период 2013-го. Экспорт услуг в первом квартале 2014-го достиг $1,3 млрд при импорте на сумму $2,6 млрд. В аналогичный период прошлого года это соотношение сложилось на уровне $1,1 и $2,5 млрд соответственно.
Куда хуже, но вполне ожидаемый оказался баланс первичных доходов. За первый квартал его отрицательное сальдо сложилось на уровне $6,2 млрд. Однако за аналогичный период прошлого года негативный результат по этому показателю был еще больше – $6,5 млрд. Тем самым показатели по балансу услуг и первичных доходов указывают на то, что, вопреки громким заявлениям с самых высоких трибун, эффективность политики правительства по повышению казахстанского содержания неуклонно стремится к нулю.
Еще один квартальный рекорд, но только со знаком минус, побила статья платежного баланса «ошибки и пропуски». По этому показателю за первый квартал этого года отрицательное сальдо достигло впечатляющих $4,8 млрд, что оказалось примерно на $1 млрд меньше, чем за весь прошлый год! Кстати, обычно именно за этим индикатором скрывается нелегальный отток капитала из страны.
Если говорить о платежном балансе в целом, то, согласно подсчетам Нацбанка, он оказался в профиците и сложился на уровне $1,3 млрд, увеличившись примерно на $0,6 млрд по сравнению с четвертым кварталом прошлого года и на $1 млрд по сравнению с первым кварталом 2013-го. В результате за первые три месяца этого года резервные активы Нацбанка увеличились почти на $1,3 млрд. Все это стало возможным благодаря положительному сальдо по текущему счету и особенно по торговому балансу.
Напомним, что по итогам всего прошлого года счет платежного баланса по текущим операциям оказался в красной зоне, составив почти $118 млн со знаком минус. Причем это произошло впервые с 2009 года, когда отрицательное сальдо текущего счета достигло впечатляющих $4,1 млрд.
Впрочем, обольщаться Нацбанку и бить в барабаны его председателю Кайрату Келимбетову рановато, поскольку диалектика платежного баланса Казахстана традиционно играет против регулятора. Дело в том, что платежный баланс отражает состояние экономики в целом. При этом даже позитивные текущие показатели однозначно говорят только об одном: без структурных реформ — создания альтернативных нефтегазовому сектору отраслей и серьезной корректировки экономической политики для достижения этой цели — Национальный банк, правительство и население продолжат оставаться заложниками конъюнктуры на глобальных рынках сырья.
Поэтому достигнутые в первом квартале этого года рекордные цифры по текущему счету и позитивный результат по общему балансу растают словно дым, как только эффект от девальвации сойдет на нет. Тогда не исключено, что в случае снижения цен и спроса на казахстанское сырье Национальному банку придется вновь проводить так называемую корректировку курса национальной валюты, то есть очередную девальвацию. Вопрос заключается только в том, какой она будет — постепенной или обвальной.