Если друг оказался Брут

Вступление в силу Евразийского экономического союза не принесло Москве желанной лояльности со стороны ближайших соседей. После демарша Белоруссии в свою собственную игру решил сыграть и Казахстан

Незадолго до новогодних праздников казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев в очередной раз подчеркнул тесную связь своей страны и России. Сначала в выступлении на День независимости он заявил, что Россия – Богом данный сосед. А затем Назарбаев стал одним из ключевых посредников в переговорах по украинскому кризису.
И намерен продолжать быть им и дальше. Оба события вроде бы должны успокоить Москву: на фоне натянутых отношений с Белоруссией ультралояльный партнер по введенному в действие с 1 января Евразийскому союзу как нельзя кстати.
Но казахстанское общество не очень поверило в слова своего президента. Против Евразийского союза до последнего выступали властные элиты, опасающиеся повторения крымского сценария с северными областями Казахстана. Доходит до парадоксов: осенью за статью о возможности украинского сценария в стране был заблокирован доступ к сайту «Медуза», который вообще-то сложно упрекнуть в потакании имперскости Москвы. А сенатор Гани Касымов (далеко не последняя медиаперсона в стране) вообще предложил отложить введение ЕАЭС: мол, экономические проблемы России зацепят и Казахстан.
Что до рядовых казахстанцев, то они с большим удовольствием воспользовались проблемами России и ринулись в приграничные регионы покупать все: от продуктов до квартир. Агентство «Астрахань онлайн» выяснило, что в «торговых центрах очень сильно выделяются группы людей казахской национальности, которые… в основном встречаются возле крупных гипермаркетов, торгующих бытовой техникой». А в Оренбурге ходит злая шутка, что крупнейший торговый центр города «Армада» смог спастись от нашествия казахстанцев лишь потому, что перед самым Новым годом там случился сильный пожар.
Но самое неприятное для Москвы заключается в другом: даже посредничество Нурсултана Назарбаева в урегулировании украинского кризиса – это совсем не жест доброй воли. Казахстанский президент ведет игру со своими целями, а параллельно строит конструкцию взаимоотношений с другими странами в обход России, не считаясь с мнением Кремля и в чем-то стараясь держаться от него подальше.

Дружба по-пекински

В своей политике Казахстан традиционно придерживается политики многовекторности. Наибольшая дружба у Казахстана традиционно складывалась с Россией и Китаем как с двумя крупнейшими соседями. Правда, со временем отношение к китайцам в Казахстане изменилось на опасливое, поскольку растущая экономика Пекина и незащищенность границ породили у граждан массу фобий. В этом году разговоры об экономической экспансии Китая возобновились, когда Нурсултан Назарбаев съездил в Поднебесную и взял в кредит 2 миллиарда долларов. Сразу после этого эксперты заговорили о том, что так Китай постепенно затягивает Казахстан в свои долговые сети. Эта теория отчасти получила подтверждение в конце декабря: премьер-министр страны Карим Масимов после заседания Совета глав правительств ШОС заявил, что Китай переносит в Казахстан десятки своих предприятий – и инициативу выдвинул именно Пекин. А еще Казахстан и Китай заключили контрактов на 14 миллиардов долларов, что вдобавок к уже имеющимся 40 миллиардам товарооборота дает наикрепчайшую связь двух стран.
«Для Китая Казахстан — транзитная страна с огромными возможностями, кладезь природных ресурсов, поставщик углеводородов и важнейший стабилизирующий фактор в регионе, на который КНР делает ставку», — объясняет ситуацию эксперт по Центральной Азии в Германии Виталий Волков. Другое дело, что разворот Казахстана в случае размолвки с Россией не будет означать его самостоятельности – страна просто перейдет от одной формы контроля к другой. Так что Москве если и стоит волноваться в этом случае, то не столько о потере Казахстана, сколько об усилении влияния Китая в регионе.


Окно в Европу

Куда больше Кремль волнует, какой интерес к Казахстану проявляет Запад. Оппозиционные издания страны цитируют слова политического ветерана США Мадлен Олбрайт, которая на втором американо-казахстанском форуме заявила: «Понятно, что весь регион обеспокоен тем, какой следующий шаг сделает Путин. Российский ревизионизм может распространиться на любую центрально-азиатскую страну, где есть русскоязычные меньшинства». Соединенные Штаты, считает Олбрайт, должны еще больше укреплять отношения с Астаной, чтобы та могла построить «лучшее будущее для себя».
Делать это США намерены за счет скорейшего вступления Казахстана в ВТО – на эту тему еще в сентябре высказался госсекретарь Джон Керри. В его выступлении тоже шла речь о защите суверенитета Казахстана. «Москва в своей внешней политике исходит из позиций, которые свойственны XIX веку: это наши вассалы, и не нужно сюда приходить», —
считает политолог Айдос Сарым. С тем, что Казахстан – больше не «вассал», Россия свыкнуться никак не может, уверен политолог, и в этом кроется серьезная геополитическая ошибка.
Отношения Казахстана и Евросоюза – немного другая песня. Частые поездки в Казахстан европейских лидеров – это больше реакция на Назарбаева как на посредника. «Назарбаев сейчас востребован как некий промежуточный модератор [в диалоге России и Европы], — уверен экономист и политик Петр Своик. — Судите сами: прилетает в Казахстан Олланд, они о чем-то разговаривают. Потом Назарбаев звонит Путину, и Олланд летит в Москву». Челночная дипломатия снова в ходу, но рано или поздно она закончится, и тогда Назарбаеву придется снова довольствоваться ролью второй скрипки. Разговаривать с Европой или США подобно России Казахстан не сможет: у страны просто нет для этого лоббистского ресурса за исключением советника Нурсултана Назарбаева Тони Блэра, но проблема в том, что он и сам в Европе сейчас не является знаковой фигурой. Поэтому посредничество Назарбаева — это попытка воспользоваться моментом и заявить о себе как о самостоятельном игроке.


Центральноазиатский лис

Где Казахстан точно чувствует себя хозяином положения – даже перед Россией, — так это в Центральной Азии. По макроэкономическим показателям он является безусловным лидером, к тому же уступая в населении лишь Узбекистану. Что касается президента Узбекистана Ислама Каримова, то он воспринимает Астану и Москву по-разному. С Назарбаевым узбекский лидер очень хорошо дружит – на уровне двух стран это выразилось в подписанном в 2013 году Договоре о стратегическом партнерстве. Из Москвы же президент Узбекистана в основном умело тянет деньги или вытягивает списание долгов.
Казахстан блестяще выстроил союзническую стратегию со всеми странами региона. «Нелояльность к Казахстану сегодня не может себе позволить никто, — подтверждает Виталий Волков. – Казахстан имеет общие с Узбекистаном и Туркменией интересы в вопросах водопользования. С другой стороны, Астана имеет очень сильное влияние на элиты в Бишкеке. И Туркмения от казахов, оказывается, зависит — из-за регулярно возникающего дефицита качественного зерна в Туркмении Ашхабад то и дело прибегает к казахстанской гуманитарной помощи, которая оказывается тихо и без помпы, но свои зацепочки на будущее оставляет».
Иными словами, в тюркоязычном мире Казахстан имеет козырей ничуть не меньше, чем Россия, а то и больше. Таким образом, в случае размолвки Казахстана и России Москве придется сильно постараться, чтобы сохранить влияние в регионе.


Страх за будущее

Таким образом, в случае если Казахстан решит выйти из ЕАЭС и действовать независимо от России, он сможет рассчитывать на поддержку большой части Центральной Азии, частично США и Евросоюза. Китай, скорее всего, ограничится заявлениями о том, что нужно решать экономические неурядицы миролюбиво. Не очень-то приятная для России конфигурация.
А то, что эти неурядицы будут, признают уже и сторонники, и противники ЕАЭС. Потому что Евразийский экономический союз – это иллюзия равенства, замечает бывший первый секретарь компартии Казахстана Серикболсын Абдильдин. «Конкуренция есть конкуренция, — говорит он. – И тяжбы, подобные российско-белорусской, были и будут идти».
А еще нужно признать, что экономика в ЕАЭС вторична: первична политика. Пока об этом никто вслух не говорит, боясь общественного недовольства, да и возню и ропот в Казахстане Россия воспринимает именно как возню и ропот, надеясь, что Назарбаев не подведет. Но главная загвоздка в том, что на деле эпоха Назарбаева медленно, но верно заканчивается. А так как имя преемника неизвестно пока никому, это должно заставить Москву дополнительно понервничать. Ведь если новым президентом станет выходец из той части элиты, которая недолюбливает Россию, Москва получит под боком еще одного заклятого друга.