Бумажные темпы
- Подробности
- 7721
- 05.02.2015
- Сергей ЗЕЛЕПУХИН, КазТАГ
Экономика Казахстана: роста нет, ожидается падение
Жирный крест можно ставить на прогнозах экономического блока правительства и Национального банка Казахстана по росту казахстанской экономики в этом году, впрочем, как и на принятом в конце ноября основном финансовом документе страны.
Ценопад на глобальных сырьевых рынках и в первую очередь низкие цены на нефть не оставляют чиновникам никаких шансов, чтобы отказаться от пересмотра своих макроэкономических прогнозов и бюджета. Все идет к тому, что этот год для рядовых казахстанцев ознаменуется очередным затягиванием финансовых поясов.
Оценки экономистов – реальности рознь
Напомним, что правительство еще в конце ноября прошлого года пересмотрело и утвердило бюджет на предстоящее трехлетие, исходя из цены на нефть $80 за баррель, а затем совместно с Нацбанком прогнозировало в этом году экономический рост на уровне 4-5%.
Однако отсутствие серьезных структурных реформ и стремительное развитие ситуации на глобальных рынках по негативному сценарию в последние несколько месяцев сделали свое дело.
В результате новый трехлетний бюджет и оценки в совместном заявлении Кабмина и финрегулятора об основных направлениях экономической политики на 2015 год оказались, мягко говоря, далеки от реальности.
На пути к жесткой экономии
На этом фоне с новыми инициативами выступил президент. Согласно сообщению пресс-службы главы государства, еще 15 января Нурсултан Назарбаев провел совещание по ситуации в экономике и финансовой сфере с учетом положения на региональном и мировом рынках. Исходя из весьма скудной информации о совещании, центральным событием на нем следует считать поручение президента вновь перекроить главный финансовый документ страны.
«В связи с резким сокращением бюджета правительству придется пересмотреть ряд его параметров. Мы однажды уже вносили изменения в бюджет, при необходимости следует сделать это еще раз. Необходимо четко разъяснить населению, что мы приступили к экономии во всем», – процитировала слова главы государства его пресс-служба.
При этом весьма примечательным оказалось то, что в отличие от начавшегося в 2007 году кризиса в казахстанском финансовом секторе, когда многие чиновники отрицали его наличие, на этот раз глава государства открыто признал, что он есть, призвав отложить некоторые инвестпроекты на лучшие времена.
«Сейчас необходимо завершить осуществляемое строительство, а новые объекты, включая некоторые инвестиционные строительные проекты, приостановить. Эта работа будет продолжена после окончания кризиса», – отметил президент страны.
О чем это говорит? О том, что власти сделали ставку на жесткую экономию госрасходов, даже вопреки тому, что это будет негативно сказываться на деловой активности, совокупном спросе и, в конечном счете, на темпах экономического роста и благосостоянии рядовых казахстанцев.
Причем интересно то, что курс правительства на экономию противоречит объявленной президентом новой экономической политике «Нурлы жол», в которой делается ставка на государственное стимулирование экономики, для чего планируется выделить по $3 млрд в 2015, 2016 и 2017 годах.
Не до жиру – быть бы живу
Как бы то ни было, но, похоже, власти смирились с тем, что провозглашенные Кабмином и финрегулятором на предстоящий год темпы экономического роста останутся недостижимыми. На это указывают не только последние заявления главы государства, но и позиция правящей партии.
Как сообщало еще 16 января агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного источника в партии «Нур Отан», в Казахстане ожидается замедление роста ВВП в 2015 году до 1,5% с 4,3% в 2014-м и пересчет бюджета из-за резкого падения цен на нефть.
«Базовый сценарий (в бюджете – КазТАГ) предполагает снижение цены на нефть с $80 до $50 за баррель в 2015 – 2017 годах. Рост ВВП оценивается на уровне 1,5% в 2015 году, 2,3% – в 2016-м, 3,4% – в 2017 году», – заявил источник журналистам.
Заметим, что в действующем бюджете темпы экономического роста прогнозировались на уровне 4,8% в 2015-м, 5,3% – в 2016-м и 6,7% – в 2017 году. Как говорится, почувствуйте разницу. При этом ирония судьбы заключается в том, что в годы высоких нефтяных цен правительство верстало бюджет, брав за основу весьма консервативные прогнозы стоимости «черного золота».
Это приводило к тому, что многие сферы, в том числе социальная инфраструктура, недополучали средств. Хотя и в этой ситуации чиновники умудрялись из года в год недоосваивать бюджетные деньги, о чем не раз свидетельствовали проверки Счетного комитета Казахстана.
Зато в текущей ситуации, когда цены на нефть ушли в глубокое пике, прогнозы Кабмина и Нацбанка оказываются настолько оптимистичными, что с каждым прыжком стоимости углеводородов вниз чиновники вынуждены лихорадочно пересматривать главный финдокумент страны.
Цинизм ситуации заключается в том, что чиновники чуть ли не с гордостью оправдывают курс на жесткую экономию резким падением нефтяных цен. Мол, не до жиру – быть бы живу, стыдливо замалчивая свою неспособность в докризисные годы провести структурные реформы и диверсифицировать экономику.
Поэтому главный вопрос заключается в том, кто, в конце концов, окажется крайним. Пока же им остаются только не правительство и Нацбанк.