Казахстан: нас мало, но мы в тельняшках

Независимость судебной власти открывает огромный потенциал для дальнейшей либерализации экономики

Казахстан слишком большое государство для 17 миллионов человек. Найдется огромное количество стран и лидеров, которые бы просто позавидовали такой территории. Поэтому если какое-либо государство будет разрушать систему и правила международной безопасности, то рано или поздно нам придется почувствовать последствия на себе. Территория Казахстана не такая холодная, как Сибирь, и все еще богата полезными ископаемыми, земля плодородна и позволяет выращивать огромное количество культур. По бокам у нас огромные рынки сбыта. Единственный недостаток – нет населения, которое могло бы «переварить» все эти возможности.

С 1991 года множество иностранных компаний разрабатывают ресурсы и пользуются ими вместе с казахстанским правительством. Без сомнения можно сказать, что эти корпорации получают гигантские прибыли, а сколько платят налогов – мы не знаем. Но это естественно, потому что контракты с ними заключались тогда, когда правительству нужны были деньги, а цены на сырье были очень низкими. Когда-то они пришли за прибылью, и все еще остаются в нашей стране. Но сколько бы ни получало государство налогов от ресурсных компаний, какой бы ни была фискальная политика в Казахстане, эти доходы не могут быть быстро направлены на развитие страны и, что еще более важно, не могут быстро ее развить. Просто потому, что страна слишком большая.

Огромные инвестиции в инфраструктуру через программу «Нурлы жол» не смогут дать большого эффекта для развития Казахстана, если их результатами не будут пользоваться в полной мере. В таком случае единственное, что они могут дать, – это краткосрочное увеличение занятости и инфляционное давление на тенге. В этой связи невозможно считать, что огромные средства, направленные на инфраструктурное строительство, что благая инициатива приватизации государственных компаний будут благоприятны для экономического роста и развития, если эти процессы не будут совмещены с массивной программой либерализации экономики и структурных государственных реформ.

В мировой прессе давно закрепился пропагандистский ярлык «закат Европы». И если около десяти лет назад акцент был на экономическом угасании развитого мира, то сейчас, как всем известно, муссируется угасание моральное. Однако на самом деле Европа и США в текущей ситуации чувствуют себя сравнительно прекрасно. Южные регионы Европы, если они будут соблюдать оговоренные меры «экономической диеты», выйдут на траекторию роста через пять – десять лет с обновленными характеристиками. Северные страны вообще не испытывают серьезных структурных проблем, сложности вызваны, грубо говоря, лишь сокращением спроса на экспортные товары.

Во всех странах есть понимание необходимости реформирования рынка труда по примеру немецкого (то есть сокращения социальных обязательств государства), предпринятых во время председательства канцлера ФРГ Герхарда Шредера. Тем не менее в развитых государствах существует большая проблема, связанная с качеством активов и готовностью банков кредитовать. Скорость восстановления экономики связана во многом с темпами аллокации свободных финансовых ресурсов не только внутри страны, но и за границей.

Западные страны уже давно привыкли финансировать спрос на собственные товары с помощью межгосударственных кредитов. Совсем недавно в этой активности к ним присоединился и Китай. Одни скажут, что это современная форма экономической колонизации, но другие ответят, что «колонизируемые» вполне довольны этим процессом, и приведут пример Южной Кореи, Сингапура и прочих стран Юго-Восточной Азии. Это настолько естественно, что невозможно говорить, плохо это или хорошо. Этим надо пользоваться.

В тех экономических условиях, с которыми столкнулся развитый мир сегодня, у развивающихся стран возникает крупнейшее конкурентное преимущество – они обладают огромным потенциалом для аллокации свободных средств через прямые и портфельные иностранные инвестиции. И Казахстан здесь не исключение. Защищенность инвестиций и уверенность в будущем инвестиционного проекта – главные вопросы инвестора. Поэтому президенту РК Нурсултану Назарбаеву уже недостаточно просто гарантировать нерушимость инвестиционных контрактов. Требуются дополнительные шаги.

Не касаясь больного для властей вопроса политической модернизации, главными драйверами новой волны экономической модернизации должны стать: во-первых, обеспечение независимости судов в принятии решений, а во-вторых, четко прописанная защита прав собственности на всех уровнях и для всех граждан страны. Эти два небольших пункта жизненно необходимы для любых реформ. В Казахстане оба эти аспекта соблюдаются в недостаточной степени.

В качестве примера можно привести конфликт между миноритарными акционерами «Альянс банка», менеджментом банка и Фондом национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» в 2010 году. Частные инвесторы требовали компенсации от ФНБ за национализацию «Альянс банка» и открытое нарушение их прав собственности. Тогда суд был всецело на стороне государственного фонда, и ни одно требование истцов о предоставлении значимых документов по делу не было удовлетворено.

В долгосрочной перспективе эти шаги приведут к полной экономической и политической модернизации страны и общества, даже без значительных изменений в политической повестке дня. В свою очередь, как только эти шаги буду распознаны и правильно оценены иностранным сообществом, инвестиционная привлекательность Казахстана значительно вырастет. Казахстан сегодня находится в уникальной и выигрышной позиции, так как он – предсказуемый игрок с потенциальным доступом к огромному рынку непредсказуемого северного соседа.

При условии обеспечения независимости судебной власти открывается огромный потенциал для дальнейшей либерализации экономики и перераспределения социальных обязательств между слоями общества.

Фактически граждане располагают огромными и возобновляющимися финансовыми ресурсами, которые можно не только хранить на депозитах, но и инвестировать в экономику. Если государство обеспечит реальную независимость судов и права собственности, то снизятся риски предпринимательской деятельности, что поспособствует экономическому росту.

Таким образом, на фоне надвигающейся экономической рецессии в корне неверно проводить политику огосударствления экономики и ужесточения фискального режима, как это делается в России. Наоборот, постепенная приватизация и либерализация экономической жизни будут способствовать появлению большого количества как внутренних, так и иностранных инвесторов, что приведет к тесному переплетению интересов развитых государств мира в Казахстане. В долгосрочной перспективе это не только повысит политическую значимость Казахстана на международной арене, но и обеспечит безопасность страны, даже в условиях нестабильности международного права.