В петле президентских циклов
- Подробности
- 13374
- 19.03.2015
- Петр СВОИК, экономист, кандидат технических наук
Досрочно выполненную Стратегию «Казахстан — 2030» придется выполнять еще раз
Итак, обозначенный нами (см. «Заменимых нет», «Новая» – Казахстан» № 9 от 5.03.2015 г.) конспирологический пунктир насчет того, что вовремя прилетевшие в Астану президенты Путин и Лукашенко поставят нашего елбасы руководить ЕАЭС, освобождая президентскую вакансию, например, для его старшей дочери, уткнулся в пустоту. Хотя уверен, что - то такое нестандартное прорабатывалось.. Причем и после переноса встречи президентов на следующий после съезда «Нур Отан» день интрига сохранялась, и отменила ее лишь внезапная «болезнь» Путина.
А поскольку отказ президента России от уже объявленного визита в Астану оказался связан (как выяснилось чуть позже) вовсе не с казахскими, а московскими передрягами, все вместе интриги, неожиданности и неопределенности, наложившись друг на друга, дали совсем не интригующий результат. Кандидатом в президенты выдвинут действующий президент, и он же – заранее определенный победитель.
Тем самым интрига досрочных президентских выборов в Казахстане оказалось досрочно исчерпанной для всех… кроме самого президента. Да, никаким не потешным кандидатам нет смысла участвовать в таких выборах. Но для самого победителя досрочные выборы наполнены самым серьезным практическим смыслом: на этот раз это не просто способ застать врасплох соперников, но и вовремя обновить мандат, упреждая все более опасно накапливающиеся кризисные вызовы.
Выходит, еще не начавшуюся избирательную кампанию можно считать законченной, а значит, уже сейчас встает вопрос: что победитель будет делать дальше? Если, конечно, не сводить все грандиозное перевыборное мероприятие к вопросу о том, как скоро и на сколько процентов после инаугурации (или празднования 75-летия елбасы) будет девальвирован тенге.
Не сочтите за избирательную агитацию, но в таком контексте стоит вникнуть в содержание всех пяти институциональных реформ, выдвинутых кандидатом в президенты – действующим президентом, как нестандартный и сильный ответ (по его же словам) на глобальные вызовы нашей государственности.
Итак, первая – Формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.
Реорганизация и совершенствование госаппарата уже начались, но этому процессу надо придать более энергичный импульс. Время, которое можно было бы выделить для адаптации чиновников к новым условиям, уже истекло. Первостепенное значение придается избавлению от некомпетентных чиновников, борьбе с коррупцией и злоупотреблениями властью государственными служащими.
Необходим эффективный и современный корпус государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей. Наша задача – создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели; построить государство, стоящее на страже национальных интересов. Нашей задачей на ближайшее будущее станет создание небольшого и гибкого аппарата, состоящего из способных и преданных кадров, владеющих методами стратегического планирования. Необходимы: 1) компактное и профессиональное правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций; 2) работа по программам действий на основе стратегий; 3) четко налаженная межведомственная координация; 4) повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью; 5) децентрализация внутри министерств, от центра к регионам и от государства в частный сектор; 6) решительная и беспощадная борьба с коррупцией; 7) улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров.
Работа каждого министерства, ведомства, акимата, равно как и само региональное развитие должны быть подчинены общегосударственной стратегии с четко определенными целями и конкретными задачами. Межведомственная и межрегиональная координация нужна как воздух, как проявление политической воли к оперативному достижению приоритетных целей.
Необходимо создание единого властного координирующего органа, контролирующего деятельность и усилия ведомств по реализации стратегических задач.
Вторая – Обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста.
Мы должны энергично продолжить реформу судебной власти и правоохранительных органов. Установить абсолютное верховенство закона и защитить законопослушных граждан от преступности. Напротив, применить всю силу власти и закона к тем, кто обеспечивает себе безбедное существование противозаконным путём. И наконец, нужно обратить внимание на неполноту и нестабильность нашего законодательства. Мало построить фундамент, необходимы этажи, стены и крыша. Это важный вопрос, связанный с улучшением инвестиционного климата, сокращением бедности, искоренением преступности, развитием социальной сферы.
Третья – Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации.
Чтобы не стать страной с моносырьевой ориентацией, мы еще более опережающими темпами должны развить легкую и пищевую промышленность, инфраструктуру, нефте- и газопереработку, химическую и нефтехимическую промышленность, отдельные подотрасли машиностроения, конечных наукоемких производств, сферы услуг, туризм.
Необходимо устранить еще имеющееся административное вмешательство правительства в торговлю и производство; завершить процесс приватизации, включая недвижимость, оставшиеся мелкие и средние предприятия и агропромышленный комплекс; разумно организовать и упростить центральное правительство и местные органы власти, серьезно переосмыслив их роль, полномочия и ответственность.
Наш национальный капитал должен с младенчества закаляться и быть готовым драться на собственных рынках. Это очень суровая задача, но без этого ему завтра не победить на рынках внешних. Однако пока он молод и слаб, пока делает свои первые шаги и находится в заведомо уязвимом положении, государство защитит его, поможет ему быстро встать на ноги.
Четвертая – Нация единого будущего.
Не каждый сегодня сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос «Кто же мы такие – казахстанцы?». Требуются время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации.
Коммунистический режим более чем за 70 лет так и не сформировал единый советский народ.
Многие постколониальные многонациональные страны даже по прошествии нескольких десятков лет так и не завершили этот процесс. Пройдет несколько десятилетий, прежде чем и у нас сформируется и окрепнет это чувство.
Необходимо гарантировать, что мы разовьем свою единую гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан нашей страны. Обеспечить, чтобы причины этнических разногласий были устранены, а все этнические группы имели равные права. Уменьшить разницу между имущими и неимущими в нашем обществе и постоянно обращать особое внимание на проблемы села. Неуклонно решать социальные проблемы, которые возникают в переходный и последующий периоды. Более энергично строить богатый Казахстан, который обеспечит как политическую стабильность, так и консолидацию общества в долгосрочной перспективе. Развивать все формы общения и коммуникационных связей между людьми. Укреплять взаимоуважение, терпимость и доверительные отношения между различными конфессиями.
Пятая – Транспарентное и подотчетное государство.
Однако, стоп цитирование!
Извините за маленькую мистификацию, но собственно из речи на съезде здесь взяты только наименования этих пяти институциональных реформ, а вот сами пояснения к ним заимствованы из совсем другого документа – Стратегии «Казахстан – 2030» 1997 года рождения.
Наверняка не все заметили подмену, поскольку ни хронологических, ни смысловых разрывов здесь действительно не просматривается. Больше скажу: если бы мы попробовали подвести под эти пять «новых» институциональных реформ все содержание Стратегии «Казахстан – 2030» – почти весь текст 15-летней давности легко распределился бы по этим пунктам, не потеряв свежести и актуальности.
И наоборот, возьмите реальные пояснения ко всем пяти реформам из речи кандидата-президента на съезде – всем им найдется удобное место в тексте досрочно выполненной Стратегии «Казахстан – 2030». Прямо хоть сейчас берись опять за ее выполнение!
И еще одна показательная хронологическая петля, связывающая выступление кандидата в президенты Назарбаева на нынешнем съезде с президентом Назарбаевым двадцатилетней давности. Вот выдержки насчет того, что нам делать с сельским хозяйством:
«Имеются перекосы в системе оценки государственной поддержки сельского хозяйства. Аграрному сектору из бюджета выделяются колоссальные средства на субсидии производства продукции отраслей с низкой добавленной стоимостью. Долги их растут, правительство ничего не может придумать. Почему деньги должны уходить в «песок»? Я хорошо понимаю, что АПК надо помогать, во всем мире помогают. Сельские производители почти не платят налогов, мы позволяем им это, чтобы они встали на ноги. Но сколько же они будут вставать на ноги?»
А вот насчет того, что делать с промышленностью:
«Индустриализация – это не только инструмент экономики, чтобы создать альтернативную экономику от нашего сырья и постараться в будущем создать вторую экономику, которая не зависит от конъюнктуры на рынке. Нефть вчера стоила 100 долларов за баррель, завтра – 40, и мы сидим без денег. Почему так? Потому что у нас никогда не было индустриализации. У нас не было другой экономики. Для СССР мы были сырьевым придатком, из которого вывозили сырье. Так вот, я хочу, мы хотим, чтобы это сырье перерабатывалось здесь, давало добавочную стоимость. Чтобы мы больше зарабатывали денег за счет этого богатства.
Однако, хоть мы первую пятилетку, так сказать, доложили, индустриализация и обрабатывающий сектор пока не стали настоящим драйвером экономического роста. Может быть, это первые пробы: спотыкались о что - то, делали не то, притащили не то предприятие, но то, что мы объявили на вторую пятилетку, это должно быть исправлено, и Правительству надо разобраться. Индустриализация проводится не ради индустриализации, а ради того, чтобы производить конкурентную продукцию».
Так и встает перед глазами молодой и энергичный Нурсултан Абишевич Назарбаев середины непростых 90-х годов, который задает ровно те же вопросы и делится теми же соображениями с депутатами еще не «самораспущенного» тогда Верховного Совета и с членами правительства Терещенко, а затем Кажегельдина.
О чем это говорит?
О том, что и экономический, и политический циклы, выстроенные на суверенной экспортно-сырьевой модели, создав все, что было возможно в рамках такой модели, и обеспечив своим создателям и участникам все возможные блага и достижения, себя исчерпали. И теперь содержанием и политического (досрочные выборы), и экономического (ожидание девальвации) процессов становится, с одной стороны, попытка продления такого цикла, с другой – поиск иных возможных продолжений.
Причем не надо сильно напрягаться в поисках таких продолжений – это евразийская интеграция. Из-за которой и разгорелся весь кризисный сыр-бор, включая санкционное и военное противостояние России и США-Европы. Хотя как раз об ЕАЭС в речи президента на съезде – исключительно вскользь. И это отнюдь не случайно: насколько Акорда не может предложить стране ничего, кроме продолжения все того же «елбасизма», настолько же заблокирован пока и выход на действенную евразийскую интеграцию.
По той объективной причине, что конструкция президентского авторитаризма сама упакована в экспортно-сырьевую парадигму и не содержит внутри себя достаточно влиятельных структур и персоналий, мотивированных переформатировать «вывозную» экономику в евразийскую.
Впрочем, в речи президента на съезде обозначено и то, что могло бы стать переходным мостиком, а именно: тезисы, посвященные поэтапной конституционной реформе, предполагающей перераспределение властных полномочий от Президента к Парламенту и Правительству с учетом наших традиций, а также новая система выборности местных исполнительных органов.
То есть, в отличие от Стратегий «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050», где ни о перераспределении президентских полномочий, ни о выборности исполнительной власти на местах нет ни слова, переформатирование президентского авторитаризма в президентско-парламентские институции, с намеком и на местное самоуправление – обозначено.
Как обозначено и намерение создать механизм – Национальную комиссию по модернизации при Президенте, координирующую реализацию всего комплекса реформ.
Ну что же, и горячие сторонники Евразийского союза, и яростные его противники вряд ли разойдутся во мнении, что сначала нужна такая институализация власти в Республике Казахстан, чтобы национальная государственность опиралась не на одного незаменимого человека, а на структурированную через парламентские политические партии и органы городского-сельского самоуправления массу избирателей.
И если после выборов действительно начнется такое движение – за это стоило бы проголосовать.