Губит союз не пиво, губит союз вода… в молоке
- Подробности
- 4565
- 23.09.2015
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
Заочная перепалка в Сочи Назарбаева с Лукашенко при посредничестве Путина
Итак, диагноз общему состоянию здоровья Евразийского экономического союза (ЕАЭС) поставлен. Причем не оппозицией, которая всегда критиковала эту идею, а главным ее инициатором, отцом этой идеи — президентом Назарбаевым.
На казахстанско-российском форуме в Сочи он заявил: «Если некоторые говорят о том, что Евразийский союз сейчас просел, то он просел не потому, что он плохой, а он просто просел».
Лучше и точнее о ЕАЭС и не скажешь! Ибо чувствуется, что кроме глав государств и правительств входящих в этот союз стран никто не рад появлению этого нового образования на постсоветском пространстве: ни простой народ, ни бизнес, ни общественные организации.
Правда, наш президент попытался сгладить впечатление от столь печальной оценки: «Экономики имеют такую тенденцию, мы уже не первый раз переживаем кризисы, падения и подъемы. Надо спокойно к этому относиться и находить новые точки для того, чтобы решать вопросы по увеличению торговли». Но осадок-то от такой нелицеприятной оценки остался...
Чем несерьезнее организация, тем несерьезнее и комичнее публичное обсуждение дел в такой организации.
Мне кажется, что именно такие публичные комичные казусы показывают, каково реальное состояние дел с вожделенной для нашего президента идеей ЕАЭС.
Цитирую по стенограмме форума в Сочи, которая уже стала информационным хитом недели.
Лукашенко: «Ситуация в мире продемонстрировала зависимость России и Белоруссии от внешних рынков… К сожалению, у нас не все получается в Евразийском союзе… Я вот прочитал об озабоченностях Нурсултана Назарбаева каким-то ненатуральным молоком, которое мы поставляем в Россию!..».
Как известно, за два дня до этого в Сочи наш президент сказал: «Нам пора разработать новые стандарты и требования технических регламентов в части чёткого прописывания состава продуктов и качества сырья. Элементарно нет чёткой грани между натуральным и восстановленным молоком. Мы с нашим другом Александром Григорьевичем спорим, он шпарит сюда порошок, порошок разбавляется, продаётся. Это совсем не цельное молоко».
Лукашенко продолжил свой заочный спор с елбасы: «Все прекрасно понимают, что и Россия, и Беларусь взаимно сушат это молоко, удаляют воду. Мы часто покупаем в России это молоко, разбавляем его, то есть добавляем воду, и получается нормализованное молоко. Раз покупают — поэтому туда и везут! Не покупали бы — не везли бы! И нет такого термина — «ненатуральное»! И Россия, и Белоруссия сушат его! Потом разбавляем водой и продаем! Это мо-ло-ко! Получается нормализованное молоко!».
Путин (под хохот зала!): «Зачем вы разбавляете, Александр Григорьевич? Это же не пиво!»
Лукашенко (хмуро): «Что?!».
Путин повторил свой вопрос.
Лукашенко: «Да, вот если сок добавляют, как в Европе,— тогда да, ненатуральное! Разбираться надо в том, о чем говоришь!». И продолжил: «Между прочим, Владимир Владимирович, вам, наверное, не понравится, но я скажу! Казахстан провел переговоры с ВТО, и договорились о таких таможенных пошлинах, что создали реальную опасность для Евразийского союза! Нам теперь что делать — надо приспосабливаться!.. Но могут хлынуть товары из Казахстана в Россию и Белоруссию… могут!..».
Такое впечатление, что президент одного государства взял и настучал на другого главу государства третьему главе государства! И все это в рамках одного союза, с разбавленным молоком и таким же юмором. Отмечу важное: этот диалог шел в рамках другого форума — белорусско-российского. Видимо, «губит союз не пиво», а губит союз вода, и не только в молоке, но и в бессмысленных дискуссиях.
У меня возникает резонный вопрос: а не могли ли главы правительств и министерств заранее провести свои экспертные переговоры по поводу всех этих вопросов, включая возможность превращения молока в порошок и обратный процесс его превращения в молоко? Почему столь специфическая сфера должна быть темой для публичных разборок глав государств?! Они здесь выглядят абсолютными дилетантами! Стыдно, что на таких межгосударственных мероприятиях главы государств выступают даже не как лоббисты, а как банальные... коммивояжеры.
В дискуссиях (очных и заочных) одной из главных звучала и звучит тема единой валюты. Тем более что безудержная девальвация национальных валют стран, входящих в ЕАЭС, как раз и подстегивает эти обсуждения: мол, если наши валюты столь слабы, может быть, их заменить единой? Не случайно во время вышеназванных форумов в Сочи некоторые ретивые губернаторы России (видимо, чувствуя, куда дует ветер из Кремля) прямо-таки воинственно и показушно-принципиально настаивали на ее введении в рамках ЕАЭС.
Например, губернатор Белгородской области заявил, что «пора от слов переходить к делу! К созданию единой валюты! В рамках Евразийского союза и вообще! Вообще! Ведь об этом первым сказал Владимир Владимирович Путин. И что? Все раскритиковали это предложение. А я считаю, что оно очень хорошее!».
А модератор всего и вся на всей земле российской его (и других, так же мыслящих) не прервал и не поставил на место: мол, мы должны уважать наших союзников, у которых своя национальная валюта.
Мне же кажется, что по поводу единой валюты наши страны никогда не договорятся. И дело не только в том, что в каждой из стран собственную национальную валюту воспринимают как один из символов независимости. Дело в практическом аспекте: а где будет находиться единый эмиссионный центр? Все понимают, что это не Астана, не Минск, не Ереван и не Бишкек… На этом еще в 90-х споткнулось де-юре до сих пор существующее российско-белорусское союзное государство. Тогда батька был за единую валюту, если эмиссионный центр будет в Беларуси, Ельцин категорически не согласился.
По всей видимости, восстановление Советского Союза, пусть и в усеченном виде, — идефикс нынешнего хозяина Кремля. И делается это под видом экономической интеграции соседних республик, с которыми были когда-то и во многом остались до сих пор прочные народно-хозяйственные связи. Надеюсь, что у него это вряд ли получится.