Дядя, тесть и я — спортивная семья

Родственники президента возвращаются в управление казахстанским спортом

Казахстанский футбол в пяти минутах от революции: на место президента Федерации футбола страны рвется 25-летний внук президента Нурсултана Назарбаева — Айсултан. Он хочет сменить в кресле главного футбольного чиновника Ерлана Кожагапанова, который, однако, сам человек из нынешней системы власти и просто так свои позиции не отдаст. И это не единственный пример наращивания позиций президентского семейства в спорте. «Новая газета» – Казахстан» попыталась понять, почему впервые со времен Рахата Алиева в казахстанском руководстве спортом так много родственников Нурсултана Назарбаева.




Не умаляющая достоинств фамилия

Все началось с того, что в начале сентября на футбольном сайте fanatik.kz появился сканированный текст письма за авторством Айсултана Назарбаева, внука президента страны. Аккуратным компьютерным шрифтом Назарбаев-младший фактически выдвинул ультиматум футбольному руководству страны в лице президента ФФК Ерлана Кожагапанова. Внук президента заявил: «Прошу вас инициировать созыв Внеочередной Выборной конференции с целью избрания нового президента ФФК… Возьму на себя смелость предложить собственную кандидатуру на должность президента ФФК. Обладая игровым опытом и опытом подготовки в ведущих клубах Соединенного Королевства, готов все свои знания, навыки и энергию направить на развитие казахстанского футбола».
Нынешнему руководству ФФК Айсултан Назарбаев вменил в вину тот факт, что Ерлан Кожагапанов – одновременно и глава ведомства, и гендиректор президентского профессионального спортклуба «Астана», куда входит и одноименный футбольный клуб. А значит, делает вывод внук президента, «налицо конфликт интересов». Кроме того, Назарбаева возмутил главный жупел всех ура-патриотов от футбола – иностранные игроки в клубах. «Вы посмотрите на основные составы наших грандов. Сплошь легионеры. На чьи деньги их покупают и содержат? На деньги налогоплательщиков и отечественных спонсоров. Как стратегия развития такой вариант имеет право на существование. Но этот вариант является очень затратным и сомнителен в плане долгосрочного развития, – заявил кандидат на пост президента ФФК в интервью сайту informburo.kz. – Пример карагандинского «Шахтера» – наглядное подтверждение этому. Два года назад страна ликовала по поводу выхода горняков в групповой этап Лиги Европы. А сейчас карагандинцы плетутся в конце турнирной таблицы чемпионата Казахстана». Нарушение логики налицо (если бы не легионеры, клуб не вышел бы и в Лигу Европы, а в его падении виноваты бездарное руководство и коррупционные скандалы), но Назарбаева-младшего это, кажется, не смущает. Правда, свои методы решения этой и других проблем отечественного футбола внук президента расскажет только, если его выберут.
Технически возможность избраться в ближайшее время у Айсултана Назарбаева есть. В конце сезона Федерация футбола может собраться на внеочередную конференцию, где в числе прочего может быть поставлен вопрос о смене руководства. Однако тогда исполкому ФФК, который и голосует за ту или иную кандидатуру, нужно будет объяснить, чем Назарбаев-младший лучше действующего главы. Главный аргумент в свою пользу внук президента уже привел: он играл на европейском уровне, хотя это было давно и недолго. В 2011 году отец Айсултана и экс-зять президента Рахат Алиев в интервью газете «The Telegraph» заявил, что его сын хотел играть за лондонский «Челси», и якобы президент страны, чтобы это устроить, даже пытался просить за внука Владимира Путина, который мог бы повлиять на владельца «Челси» Романа Абрамовича. Тогда ничего не вышло (в «Челси» факт присутствия у них Назарбаева-младшего опроверг-ли), и в 2007 году внук президента провел полгода в «Портсмуте» другого российского бизнесмена Аркадия Гайдамака. Если это подразумевать под «европейским опытом», тогда, безусловно, Айсултан Назарбаев имеет определенный козырь (у подавляющего большинства казахстанских футболистов нет и его).
Проблема в том, что минусов для этой должности у президентского внука куда больше. Во-первых, его возраст: Айсултану Назарбаеву всего 25 лет. Вечером 6 октября президент ОФ «Ветераны казахстанского футбола» Диас Омаров заявил в интервью порталу pavlodarnews.kz, что этого мало для нормального понимания специфики должности. «Здесь нужен человек с более богатым жизненным опытом, потому что такая должность требует житейской мудрости», – сказал Омаров, добавив, что лично против президентского внука «ничего не имеет».
Во-вторых, члены ФФК (и рядовые, и исполкома) в большей своей массе не поддерживают – по крайней мере, пока – кандидатуру Назарбаева-младшего. В том числе это происходит и потому, что в основной своей массе они лояльны нынешнему главе ФФК. «Исполком ФФК процентов на семьдесят сейчас заменен на поддерживающих Кожагапанова людей, там даже есть зампредседателя Комитета национальной безопасности лояльный (Самат Абиш. – Прим. «Новой» – Казахстан»), – рассказал в интервью «Новой» – Казахстан» источник, близкий к ФФК. – Правда, возможно все изменится в конце года, если предположить, что ждут решения Нурсултана Назарбаева по этому вопросу. Тогда договориться с членами исполкома будет проще: им просто покажут на потолок и скажут, что «там» порекомендовали нужную кандидатуру».
При этом нельзя сказать, что сейчас у Айсултана Назарбаева в исполкоме ФФК нет сторонников. Один из явных – председатель наблюдательного совета ФК «Кайрат» Кайрат Боранбаев. Но эта поддержка имеет и обратную сторону: Боранбаев – тесть Айсултана Назарбаева, и «кандидату в президенты ФФК» тут же не преминули указать на это. Назарбаев-младший пояснил, что принципиальная разница в том, что Кожагапанов совмещает два поста, а он и Боранбаев – «самостоятельные взрослые люди».
Боранбаев тоже не стал молчать. В интервью журналистам, посетившим базу футбольного клуба «Кайрат», тесть Назарбаева-младшего признал, что «мы с ним обмениваемся мнениями о казахстанском и вообще мировом футболе». «Одно могу сказать: его открытое письмо – это личное видение Айсултаном развития казахстанского футбола, – заметил председатель наблюдательного совета ФК «Кайрат». – Конечно, мы все понимаем, что у него фамилия Назарбаев, но это не умаляет его достоинств. Мне импонирует, что он предложил площадку для обсуждения этой проблемы, которая, на наш взгляд, очень актуальная». Иными словами, ни тот, ни другой не ответили на подозрения в протекционизме, предпочтя ограничиться общими фразами.


Против кого мы сегодня дружим

Письмо «революционера» Назарбаева в Федерации футбола получили и демонстративно сообщили, что рассматривают его «в рабочем порядке». Ерлан Кожагапанов и вовсе не произнес ни слова с момента появления письма в широком доступе. Справедливости ради, ему как-то странно оправдываться: гендиректором клуба «Астана» Кожагапанов был назначен через полгода после того, как его выбрали президентом ФФК.
Примечательно, что ни к футболу, ни к спорту вообще Кожагапанов прямого отношения не имеет: по образованию он юрист и экономист, а большую часть своей карьеры провел в таможне и налоговой полиции. Это в итоге не помешало ему занять пост главного по футболу, а также – в прошлом – кресло руководителя Агентства по делам спорта и физической культуры. В целом же Кожагапанов – человек системы.
За 10 месяцев своего пребывания на посту президента ФФК Кожагапанов ничем серьезным отметиться пока не смог, однако руководитель отдела футбола сайта sportinfo.kz Эрик Садыков в интервью «Новой» – Казахстан» призывает не торопить события. «У него совершенно другие взгляды на развитие футбола в отличие от той команды, что была раньше. Кожагапанов и новые члены ФФК хотят сделать упор на детско-юношеский футбол и его развитие, – рассказывает Садыков. – В октябре в Шымкенте откроется футбольная академия, в которой будут учить по испанской методике. Будут привлечены лучшие специалисты из Испании, которых только смогла найти Федерация футбола. Еще одна академия будет открыта на востоке страны, а еще одна – в Астане». Стремление вкладываться в детско-юношеский футбол (то есть ровно то, в отсутствие чего упрекает нынешнее руководство ФФК Айсултан Назарбаев) «можно только похвалить», считает Садыков.
Собственно, внук президента в своих претензиях потому и несправедлив, что, не увидев первых результатов работы новой команды, начал критиковать ее по итогам работы старой, добавляет редактор отдела футбола. «Мне кажется, это письмо [Назарбаева] было чьей-то просьбой [прозондировать почву], но, видимо, все поняли, что пока рано спрашивать с Кожагапанова», – говорит Эрик Садыков. Чья именно это была просьба, журналист не уточняет, однако сразу несколько независимых источников рассказали корреспонденту «Новой» – Казахстан» о том, что письмо внука Назарбаева – не частная инициатива, а просьба «влиятельных друзей». Весь вопрос в том, кто эти «друзья», а тут возможны варианты.
По одной из версий – самой очевидной, надо сказать – инициатором письма был тесть Назарбаева-младшего Кайрат Боранбаев. В прошлом сезоне «Кайрат» имел все шансы на чемпионство, однако в ключевой игре против «Астаны» проиграл с разгромным счетом 1:5, а на следующий день в алма-атинской команде от игр до конца сезона отстранили сразу пятерых футболистов. Журналистами высказывались предположения о намеренной сдаче игры, однако доказательств этому найдено не было, и «Астана» в итоге стала чемпионом страны. В этом году «Кайрат» и «Астана» снова борются за «золото», и Боранбаев через это письмо якобы хочет заранее подстелить соломку на случай проигрыша: мол, руководство ФФК курирует еще и «Астану» – что вы от нас хотите в этой ситуации? Но в этой версии есть очевидный изъян: за 4 тура до конца чемпионата «Кайрат» опережает «Астану» на 7 очков. Это много, хотя у столичного клуба есть игра в запасе. В Астане «кожагапановские» проиграли «боранбаевским» 0:1, и теперь многое будет решаться в ответном матче 25 октября в Алма-Ате. Отметим, что в СМИ уже появились сообщения о том, что «Астану» планируют тянуть наверх, однако никаких доказательств этому не приводится.
Существует и версия номер два. По ней письмо Назарбаева-младшего мог попросить написать кто-то из предыдущего состава ФФК, кому не очень нравится присутствие Кожагапанова на посту президента федерации и методы его работы. Интересно, что в футбольных кругах страны циркулирует информация о том, что Ерлан Кожагапанов не находит общего языка с Саяном Хамитжановым, президентом ФК «Астана», который раньше входил в ФФК. Эрик Садыков подтверждает, что, по его информации, «у Кожагапанова и Хамитжанова совсем разные взгляды на футбол». Источник «Новой» – Казахстан» в тренерской среде не исключает, что руководство футбольного клуба «Астана» может быть недовольно тем, что их же гендиректор не лоббирует интересы команды в федерации. Но в таком случае ход с выдвижением Назарбаева-младшего, по мнению эксперта, заранее был проигрышным – Кожагапанова негласно поддержала УЕФА, которая не рекомендовала ему принимать решения в интересах «Астаны», однако и не настояла на уходе чиновника из федерации. «Да и потом, как Назарбаев-младший сможет представлять Казахстан в УЕФА? Там же серьезные люди – и они не станут работать с 25-летним молодым человеком», – заключает источник «Новой» – Казахстан».


А у дяди все хорошо

Любопытно, что в амбиции Айсултана Назарбаева не верит, похоже, никто. «Для внука президента жалкая ФФК – не амбиция», – говорит в беседе с корреспондентом «Новой» – Казахстан» политтехнолог Данил Бектурганов. Он предполагает, что борьба за кресло президента федерации – разминка перед другими политическими баталиями. Но тут же сомневается в этом: «Где повод понадувать щеки для внука президента? На чемпионате Европы нас точно уже нет, в Лиге чемпионов, скорее всего, [«Астана» займет] последнее место, в отборе к чемпионату мира 2018 года у нас тоже перспективы никакой, – перечисляет политтехнолог. – Отец его, Рахат, тот хоть в УЕФА Казахстан засунул, за что ему отсутствие каких-то других успехов легко простили. Теперь ситуация сложнее».
Не видит Бектурганов ничего хорошего с точки зрения пиара и в другом спортивном назначении еще одного президентского родственника. На прошлой неделе зять президента и дядя Айсултана Назарбаева Тимур Кулибаев был единогласно избран президентом Национального Олимпийского комитета страны. Первостепенная задача НОК сейчас – массированная подготовка спортсменов к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро. По мнению Данила Бектурганова, это тоже на имидж повлияет слабо. «Он даст денег на Олимпийский комитет? Было бы актуально, достанься нам пирожок в виде Олимпиады-2022. Не достался», – делает вывод Бектурганов.
С ним заочно не согласен экономический обозреватель Денис Кривошеев, который считает, что назначение Кулибаева – это хорошо прежде всего для всех олимпийских видов спорта в стране. «Влиятельности у спорта, конечно, добавится. Кулибаев может встречаться с предпринимателями и искать доноров, – говорит Кривошеев. – Сейчас с финансированием спорта сложно, денег нет, желающих вкладывать средства в пиар на спорте осталось мало. Президентский зять явно может изменить ситуацию. Кроме того, есть еще один подтекст этого назначения, — добавляет Кривошеев. — Идея Олимпийских игр в Казахстане – не в 2022 году, так позже – никуда не делась из властных мечтаний, поэтому аппаратный ресурс Кулибаева будет использоваться и для продвижения и раскрутки олимпийских инициатив».
Вопрос лишь в том, насколько это нужно самому Кулибаеву: политических дивидендов от управления НОК много не получишь, экономическая составляющая тоже под большим вопросом. С другой стороны, как отмечает публицист Сергей Дуванов, спорт – это всегда отличная пиар-площадка вне зависимости от обстоятельств. Президентские родственники были в спорте всегда, и их нынешнее «пришествие» – симптом того, что в политике грядут некоторые изменения, и через спорт кому-то нужно «пропиариться».
Правда, если тот же Айсултан Назарбаев и преследует какие-то политические цели семьи, то пока получается у него как-то не очень. Сразу после того, как он объявил о намерении баллотироваться на пост президента ФФК, у президентского внука появился конкурент. «Фанат казахстанского футбола» (так он сам себя называет) Касымжан Мукатаев заявил, что раз все играют не по правилам, то и он имеет «полное право, как и любой другой гражданин Казахстана, нарушить регламент федерации и выставить свою кандидатуру». В качестве своей предвыборной программы Мукатаев предлагает транслировать все матчи казахстанского чемпионата, а еще изгнать дилетантов из футбола.
Но самое главное – Мукатаев предлагает поставить все телефоны казахстанских футбольных чиновников на «прослушку» и таким образом бороться с коррупцией в спорте. Понятно, что это троллинг, однако в Казахстане такое предложение, высказанное даже в форме шутки, может иметь неприятные последствия для всей власти – не только футбольной. И в этом смысле текущий результат написанного внуком президента письма больше похож на гол в свои ворота.