Страна отложенных реформ
- Подробности
- 4225
- 05.11.2015
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
Из-за кризиса в Казахстане может возникнуть предреволюционная ситуация
Сегодняшний разговор начну с рейтингов Казахстана… глазами международных институтов. Понимаю их определенную субъективность, зависимость от политической конъюнктуры и не вполне честных статистических данных госорганов авторитарных стран, но, согласитесь, с ними мир считается. Когда нужно, даже наша власть охотно использует эти рейтинги в своих пропагандистских целях.
Вот недавно Fitch Ratings, уважаемое международное рейтинговое агентство, выдало на-гора следующие тезисы, которые можно и не комментировать (ибо там все сказано).
«Казахстан испытал значительный шок в результате резкого падения цен на нефть, ситуация усугубилась из-за рецессии в России и более слабого роста в Китае, ключевых торговых партнеров, считают в агентстве... Доход на душу населения в 2015 году упал до $9900 по сравнению с $14,054 в 2013 году, и, как ожидает Fitch, в 2016 году упадет ниже среднего уровня «ВВВ» до $9200».
Кстати, столь неутешительные прогнозы достаточно убедительны на фоне мнений других международных институтов.
Казахстан попал в «десятку худших экономик мира» (Bloomberg), в десятку «преддефолтных стран» (инвестиционная группа Bank of America Merril Lynch), на третье место в мире по росту цен на жилье (консалтинговая компания Knight Frank).
Снова Fitch. Стандартный набор прогнозных цифр и процентов, где фигурирует не только фактор цен на нефть, но есть и новые риски. Среди них – «неэффективное управление, слабость банковского сектора» и, внимание (!), «событие, несущее в себе политический риск».
И вот основной вывод: «Цены на нефть останутся на низком уровне в течение более долгого периода, подрывая среднесрочные перспективы. Макроэкономическое приспособление к условиям торгового шока все еще в процессе, (и снова внимание!) трудные политические решения еще впереди (выделено мной – А.К.).
Финансовые и экономические агентства стараются избегать чистой политики. В этом смысле их вывод нужно рассматривать не только в ключе грядущих трудных и сугубо экономических решений – судя по тому, как наше правительство борется с кризисом, нас ждут еще более тяжелые времена.
Тем более, как сказал сам елбасы, у правительства до сих пор (!) нет антикризисного плана! Может, его именовать теперь по-другому – «пост-кризисный план»? Судя по лихорадочным действиям власти, создается впечатление, что она только и делает, что судорожно ищет, чего бы еще продать такого, чтобы пополнить худеющий бюджет!
Кризис усугубляется в самом начале операции «Преемник». Страна и кланы в ожидании интронизации «второго Назарбаева». И судя по тому, какой секретный шлейф у этого процесса, его можно смело именовать операцией «Ы»: как говорил герой комедии, «чтобы никто не догадался». Это событие приведет не только к коренной перекройке системы взаимоотношений между кланами, но и между властью как единой системой, и обществом, которое все более становится единым на основе отторжения пагубных традиций несменяемой в течение 25 лет автократии!
Поэтому нужны неотложные реформы. Не только в экономике, социальной сфере. А главное – в политической сфере! И думаю, что оговорка о «трудных политических решениях» Fitch вовсе не была случайной. Тем более что Казахстан в списке высоко коррумпированных стран (Transperance International), на шестом месте по числу полицейских на душу населения (Bloomberg) и на 154-м месте в рейтинге свободы слова («Репортеры без границ»).
И режим должен понимать одну реальность: несмотря на развивающийся партикуляризм в казахстанском обществе, все больше и больше людей приходит к пониманию главного политического вывода современного Казахстана: несмотря на огромные возможности, существующая власть абсолютно не способна реформироваться и стремительно впадает в застой!
Внутри чиновничьего аппарата растет недовольство тем, как делают карьеру члены семей действующих бастыков. Внутри отечественного бизнеса растет недовольство привилегированным положением олигархов и частных банков.
Я не говорю о недовольстве простых (я имею в виду уровень доходов) казахстанцев, над которыми то и дело проводятся нечеловеческие эксперименты в виде девальвации, роста цен, падения жизненного уровня, безработицы. Это полный набор предреволюционной ситуации.