Полоса нестабильности
- Подробности
- 3654
- 10.12.2015
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, специально для «Новой» — Казахстан»
Приключения вокруг реконструкции уральского аэропорта продолжаются: прокуратура находит большие нарушения в ремонте полосы, а Комитет гражданской авиации фактически парализует работу всего аэропорта
Аэропорт в Уральске, реконструкция которого сопровождалась скандалами еще задолго до ее начала, стал предметом нового конфликта между авиакомпаниями и авиационными чиновниками. В конце ноября компании, выполняющие рейсы в Уральск (это Bek Air, которой принадлежит часть аэропорта, и Air Astana. – Прим. «Новой» – Казахстан»), стали раз за разом отменять полеты. Потому что в условиях недостаточной видимости самолеты не могут заходить на посадку, поскольку ремонтирующее этот аэропорт РГП «Казаэронавигация» демонтировало специально предназначенный для этого локатор, а новый не поставило. При этом, как заявил «Новой» – Казахстан» источник в руководстве компании Bek Air, новых локаторов должно быть два, пришел в итоге один, но и тот не ставят из-за плохих погодных условий, хотя можно было оставить старый – он более или менее работал.
Уральский журналист Лукпан Ахмедьяров написал у себя на странице в Facebook о том, что гендиректор Bek Air Нурлан Жумасултанов 19 ноября отправил письма на имя акима ЗКО Нурлана Ногаева и в Комитет гражданской авиации, где тезисно описал, почему и по чьей вине аэропорт Уральска не готов к зиме (сам Жумасултанов подтвердил наличие этих писем «Новой» – Казахстан»). «Но в акимате и в Комитете Нурлана Жумасултанова упрекнули в том, что он нагнетает ненужную напряженность, и ничего предпринимать не стали», – заметил Ахмедьяров. После этого РГП «Казаэронавигация», которое занимается реконструкцией аэропорта на нынешнем этапе, опубликовало официальный ответ, где заявило, что локатор (в «Казаэронавигации» настаивают, что его корректное название – «инструментальная система захода на посадку – ILS») был демонтирован совершенно правильно.
«Причина в том, что изменилась длина взлетно-посадочной полосы. Что, соответственно, повлекло за собой изменение места дислокации предыдущей инструментальной системы захода на посадку – ILS. В связи с этим специалисты ее демонтировали и начали установку новой системы, – заявил в своем ответе пресс-секретарь РГП Рожин. – Строительная готовность фундаментов и инфраструктуры для монтажа ILS была обеспечена 09.10.15 г. Заказ пропусков для специалистов, которые будут выполнять монтаж и пуско-наладочные работы, произведен 09.10.15 г. Специалисты по установке и наладке оборудования прибыли на объект и приступили к работе 18.10.15 г.». То есть в лучшем случае новое оборудование будет введено в строй только к 17 декабря (срок монтажа и пуско-наладочных работ составляет по договору 60 дней).
Утром 7 декабря рейсы в Уральск компаний Bek Air и Air Astana не выполнялись, и источник «Новой» – Казахстан» в руководстве авиакомпании не был уверен, что до Нового года ситуация качественно выправится. Сами виноваты, заявили в «Казаэронавигации». «Закуп данной системы (локатора. – Прим. «Новой» – Казахстан») был произведен РГП «Казаэронавигация» заранее,
2 года назад. Если быть более конкретными, то она приобретена согласно договору от 28.05.2013 г. и поставлена в уральский филиал 10.02.2014 г. (по Акту приема-передачи). Все знали, что эта система ждет наладки, но почему-то полосу подготовили к настройке только к середине осени!» – написали в официальном ответе представители пресс-службы.
Между тем претензии к ремонту уральского аэропорта возникли не только у журналистов. Главная транспортная прокуратура провела в ноябре проверку работ, выполняемых Министерством инвестиций и развития (туда входит и Комитет гражданской авиации, и РГП «Казаэронавигация»). Выяснилось, что по состоянию на 1 ноября в аэропорту Уральска работы были выполнены на 97%, в реконструкцию было вложено больше 6 миллиардов тенге. Однако что-то пошло не так. «Приемка объекта госкомиссией планировалась уже через несколько дней, однако прокурорская проверка выявила, что работы проведены из рук вон плохо, – пишет журналист сайта ratel.kz Геннадий Бендицкий. – Отремонтированная взлетно-посадочная полоса вся в выбоинах, что не может не влиять на безопасность полетов. В итоге дефекты покрытия пришлось в авральном порядке заделывать специальными строительными смесями».
Такая же ситуация сложилась и в аэропорту Тараза, но там вдобавок ко всему стоимость невыполненных работ таинственным образом снизилась с 38 млн тенге до 868 тыс. тенге. После выполнения работ на эту сумму аэропорт, по информации ratel.kz, был принят без каких-либо нареканий.
Интересно, что и полосу в Уральске, и полосу в Таразе делала одна и та же компания – «К-Дорстрой». В феврале 2015 года «Новая» – Казахстан» писала о том, как «К-Дорстрою» удавалось раз за разом чудесным образом выигрывать тендеры на ремонт аэропортов, несмотря на то, что периодически в его деятельности находились нарушения (см. «Ямы на взлетной полосе» // № 5 от 12.02.2015 г.). Так, например, при реконструкции «взлетки» аэропорта Астаны «К-Дорстрой» допустил нецелевое расходование средств при установке акустической системы на 3,1 млн тенге. Кроме того, часть работ компания делала, не имея на то лицензии. В итоге у «К-Дорстроя» было изъято 9,7 млн тенге. Член Счетного комитета Алданыш Нурумов нашел и другие нарушения – только уже не в работе «К-Дорстроя», а в работе всего Комитета гражданской авиации, который допустил нарушений бюджета на 1,3 млрд тенге. Интересно, что в совет директоров аэропорта Астаны входит Амантай Кокатаев – руководитель управления аэропортов КГА, он был одним из главных кураторов по разрешению ситуации с ямами в уральском аэропорту, а также входил в комиссию, которая не допустила компании, занимающиеся техническим надзором, для проверки работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в Таразе.
Проблема в том, что прокурорские проверки в итоге ни к чему не приведут, заявил «Новой» – Казахстан» Геннадий Бендицкий, который давно исследует деятельность Комитета гражданской авиации и аффилированных с ним структур. «Видимо, нужно, чтобы еще какой-нибудь самолет упал – только тогда начнут что-нибудь делать», – говорит он, намекая на то, что только после падения самолета компании SCAT в 2013 году в отрасли началось какое-то шевеление, которое, впрочем, быстро прекратилось. При этом все остались на своих местах – и никто из крупных чиновников КГА не был уволен.
Отметим, что в компании Bek Air жертвовать пассажирами не готовы: представитель авиаперевозчика заявил «Новой» – Казахстан», что пока аэропорт Уральска не будет полностью готов принимать самолеты, компании проще вовсе отменить рейсы.