Курс тенге зависит от... курса власти!

В Акорде елбасы провел совещание, касающееся внеочередных парламентских выборов, с участием главных чиновников страны. И сказал: «Я сегодня обращаюсь к народу нашей страны. Экономический кризис, охвативший многие страны в результате обрушения цен на энергоносители, серьезно влияет на всю мировую экономику и на Казахстан тоже как неотъемлемую часть... Более сложной стала международная обстановка, растут противоречия между ведущими государствами, усиливается санкционное противостояние среди них… Падают объемы мировой торговли, происходит обвал фондовых рынков. Девальвация затронула практически все валюты мира. Все это также негативно влияет на все региональные и национальные экономики. Мы не являемся исключением».

Сказав исключительно о внешних причинах кризиса и девальвации, он особо подчеркнул: «Нашему народу, как всегда, нужно объединиться и давать отпор, при необходимости законодательно, любым возможным провокациям в это сложное время. И тем, кто будет пытаться политизировать и искать виновных в ухудшении ситуации (подчеркнуто мной – А.К.), я еще раз хочу сказать, что это глобальный процесс, на который ни одна страна, а тем более Казахстан, не мог повлиять. Поэтому всем нам нужно сплотиться и помогать друг другу. Сейчас проверяется патриотизм каждого гражданина».

Мне кажется, что для начала надо разобраться с некоторыми тезисами власти, которые она использует в объяснении причин кризиса и самой девальвации. Взять хотя бы утверждение о том, что кризис и девальвация связаны исключительно с тем, что мы нефтяная страна и все дело в падающих ценах на «черное золото». 
Но, например, национальные валюты нефтедобывающих стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ) не были девальвированы, несмотря на суперориентированность их экономик на углеводороды. Конечно, можно говорить о привязке их национальных валют к доллару (например, курс риала Саудовской Аравии привязан к доллару США и остается фиксированным в соотношении 3,75:1, аналогичная ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах). Это к фразе елбасы о том, что «девальвация затронула практически все валюты мира».
А в таких странах, как Бразилия и Норвегия, которые тоже относятся к нефтедобывающим, национальные валюты из-за падения цен на нефть, хоть и были девальвированы, но несущественно. То есть нет никакого глобального мирового финансового кризиса, на который можно было бы свалить промахи нашего правительства. Более того, тенге обесценился намного больше, чем валюты Украины и Сирии, где идут настоящие войны! То есть там, где, по словам елбасы, «более сложной стала международная обстановка»
Казахстан же оказался в одном строю с такими нефтедобывающими странами, как Венесуэла, Иран и Россия, национальные валюты которых катастрофически обвалились. Но эти государства находятся в международной изоляции. Там, как говорит наш президент, «растут противоречия между ведущими государствами, усиливается санкционное противостояние среди них». Но как многовекторный, миролюбивый и бессанкционный Казахстан оказался в их рядах? Тем более мы привыкли к тому, что наша страна со своими уникальными природными ресурсами всегда была в топе всевозможных центральноазиатских региональных рейтингов.
И вот вам новость: на фоне стопроцентного падения тенге за последние шесть месяцев кыргызский сом девальвирован всего на 25 процентов. А у наших соседей нет ни нефти, ни газа, ни хрома, ни алюминия. Но, оказывается, есть поставленная на ноги легкая промышленность (и это по соседству с всемирной швейной мастерской – Китаем!), отлаженный внутренний туризм с доступными ценами и цивилизованным сервисом. Развивается, пусть и с трудом, малый и средний бизнес, для которого создаются нормальные условия.
Помимо этих причин я бы добавил и... политическую конкуренцию! Именно она вкупе с другими институтами плюралистического гражданского общества позволяет кыргызам учинять спрос с нерадивых чиновников и эффективно бороться с коррупцией.
Мне кажется, что пришла пора отказаться от мантры о взаимосвязи курса тенге и цены на нефть: курс национальной валюты государства определяется не только (и не столько!) ценой на углеводороды, но и такими критериями, как адекватность и гибкость, эффективность общей экономической политики государства, условиями для ведения бизнеса, отсутствием коррупционной составляющей при планировании бизнес-проектов, привлечением внутренних и внешних инвестиций, наличием свободных СМИ и независимостью судебной системы, где бизнес мог бы защитить свои интересы и свой капитал! Одним словом, курс тенге зависит от курса государства в экономике и политике!
Елбасы сказал: «При этом у нас нет времени уповать на страну, надеяться, когда все вернется на круги своя, что поднимутся цены на нефть, положение вдруг каким-то образом улучшится. Сегодня нам важно непрерывно давать системные и упреждающие ответы (подчеркнуто мной – А.К.) на любые глобальные вызовы и принимать соответствующие меры».
Где же все эти «тучные годы» были упреждающие ответы власти (в первую очередь правительства как главного ответственного за экономическую политику)? Но, по словам елбасы, теперь такие вопросы нельзя задавать, ибо все это будет расценено как попытка «провокации», «политизировать и искать виновных в ухудшении ситуации».
Это и случилось на прошлой неделе: общественные активисты Серикжан Мамбеталин и Ермек Нарымбаев, известные своим критическим настроем в отношении политики власти, были признаны виновными по 174-й статье Уголовного кодекса («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»). Формальной причиной послужили публикации на их страницах в социальной сети Facebook отрывка из книги «Ветер с улицы», который был скопирован ими из Интернета.
Мне кажется, что предупреждение елбасы о «возможных провокациях» и «поиске виновных» можно ставить в один ряд с этим приговором. Это – сигнал всем, в том числе и пользователям социальных сетей: смотрите, дамоклов меч висит над каждым ноутбуком и смартфоном, где вы попытаетесь «раскачать лодку»! Не случайно же в тексте приговора судьи слова «Facebook» и «социальные сети» прозвучали несколько раз (и с угрожающей интонацией). И не случайно в частном определении суда прозвучали фамилии других пользователей соцсетей, которые тоже сделали репост вышеупомянутого отрывка из злосчастной книги.
Значит, продолжение следует?
P.S. Буквально вчера пресс-служба президента сообщила, что «несмотря на занятость, глава государства имеет хорошее представление об основных трендах в социальных сетях, считая их важной площадкой для общественных дискуссий».
Хорошая новость: елбасы как политик должен быть в тренде.
Но наверняка помощники отсеивают все «нужное и не нужное». И потому подписчиков у главы государства всего 10 тысяч. Это катастрофически мало на фоне лидеров других государств!