Апрельское турне Назарбаева: экономика как приоритет?
- Подробности
- 3437
- 21.04.2016
- Виталий ВОЛКОВ, DW
Что превалировало во время поездки президента Казахстана по странам Азии – экономика или политика, и о чем Назарбаев договорился с коллегами? Об этом рассказали DW эксперты
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на прошлой неделе нанес визиты в Иран и в Турцию и завершает турне в Узбекистане. Казахстанские информационные агентства сообщили, что высокий гость уже встретился с президентами Ирана и Турции Хасаном Роухани и Реджепом Тайипом Эрдоганом, с духовным лидером Ирана Али Хаменеи и с многочисленными представителями бизнес-кругов этих стран.
Миллиарды из Ирана и Турции?
Что превалирует в ходе этой поездки – политика или экономика? Немецкий эксперт по Центральной Азии Беате Эшмент (Beate Eschment) исходит из того, что сейчас, когда Казахстан охвачен серьезным экономическим кризисом, Нурсултану Назарбаеву необходимы иностранные инвесторы, проекты с иностранным участием.
«Иран после снятия международных санкций – это пространство новых экономических возможностей, к нему сейчас обращены взгляды многих экономистов в мире. Благодаря этому визиту Казахстан в большей мере попадает в зону внимания международных экономических структур. Тем более что сообщается об очень крупных контрактах, о которых делегация из Астаны договорилась в Тегеране. Речь идет о более чем миллиарде долларов, и о надежде, что эта сумма увеличится до 3-4 миллиардов, а экономические связи с Ираном выйдут на уровень отношений с Турцией», – отмечает собеседница DW.
Кроме того, как сообщали СМИ, президенты Казахстана и Турции договорились в ходе встречи в Стамбуле увеличить товарооборот между двумя странами до 10 миллиардов долларов. Что касается политической составляющей, то визиты в Иран и в Турцию подчеркивают линию Астаны на многовекторность политики, указывает Беате Эшмент. «Эта линия достаточно успешна. Теперь к традиционным направлениям – будь то Россия, Турция, Китай, приобщается иранское», – говорит она.
Иные приоритеты…
«Я бы приоритеты расставил иначе. На первое место я бы поставил не политический, не экономический, а психологический аспект. Нурсултан Назарбаев вообще любит международную деятельность как таковую: визиты, встречи с мировыми и региональными лидерами, выдвижение различных глобальных инициатив», – считает казахстанский обозреватель Петр Своик.
По его мнению, в нынешней ситуации, когда отношения между Турцией и Россией очень напряженные, кто-то из лидеров стран-соседей, возможно, поостерегся бы ехать в Стамбул сразу после саммита по ядерной безопасности в США (31 марта – 1 апреля. – Ред.), где у Нурсултана Назарбаева была возможность пообщаться с Реджепом Эрдоганом, но для казахстанского лидера риски стоят на втором месте, а на первом – само участие. «Может быть, из Стамбула что-нибудь Владимиру Путину передать, поучаствовать в большой политике. Возможно, тут и скрытый афронт Москве, мол, вы там решаете свои дела, не особенно советуясь с нами, так мы можем и свои дела тоже так решать», – рассуждает он.
По поводу политических рисков, связанных с визитом в Стамбул, Беате Эшмент указывает на то, что официальной целью Нурсултана Назарбаева была объявлена не встреча с президентом Турции, а участие в саммите организации Исламской конференции. «Но все равно в Москве следят за этим визитом. Я уверена, что Астана подстраховалась там заранее, чтобы излишне ее не нервировать. Что вовсе не означает, будто Нурсултан Назарбаев берет на себя роль посредника между Путиным и Эрдоганом», – продолжает она.
Глобализация и регионализация
Петр Своик видит в нынешней серии визитов в первую очередь политическую составляющую. «Если 1990-е и 2000-е можно назвать десятилетиями глобализации, то переживаемое нами время – это регионализация. Это и проект «Шелкового пути», и «тюркское единство», и ЕАЭС, и комплекс проблем с исламизмом и терроризмом.
На межгосударственном уровне это пока в основном политические проекты, даже если некоторые из них называются экономическими. Казахстан объективно оказывается вовлечен в эти проекты, и его роль там достаточно заметна. Осознанием этой роли и подчеркиванием многовекторности политики и обусловлены в первую очередь последние поездки его президента по всем возможным векторам», – продолжает Петр Своик. Что же касается экономической составляющей визитов в Иран и Турцию, то эксперт не согласен с теми казахстанскими СМИ, которые подали их как потрясающий успех.
«Я попытался поискать, в чем же конкретные результаты, и не нашел ничего осязаемого, кроме проекта развития железной дороги из Китая через Казахстан и Туркмению в Иран, который является частью китайского проекта «Шелкового пути». В Турции тоже были произнесены замечательные слова об успешности сотрудничества и о наличии инвестиционных проектов на два миллиарда долларов. Но по сути всем ясно, что Казахстану сейчас остро необходимы деньги, которые он ищет по миру», – подчеркивает казахстанский эксперт.
ЭКСПО-2017
Эксперт указывает еще на один аспект – это всемирная выставка «ЭКСПО-2017». «Для Нурсултана Назарбаева это «личный» проект. Пока для инсайдеров совершенно очевидно, что ЭКСПО-2017 рискует оказаться пустышкой. И президент всячески старается компенсировать слабый интерес Европы к выставке вербовкой гостей из других регионов, в частности, из Турции», – говорит он.
В отношении посещения Узбекистана Петр Своик считает, что инициатором остановки президента Казахстана в Ташкенте выступил Ислам Каримов. «Возможно, для этой поездки есть более весомые причины, но я бы назвал евразийский проект. Исламу Каримову надо определяться с направлением развития страны. И наиболее подходящим собеседником для него является Нурсултан Назарбаев, хотя они не очень любят встречаться», – полагает он. Беате Эшмент, в свою очередь, исходит из того, что главными темами для разговора лидеров Казахстана и Узбекистана станут экономический кризис и угроза со стороны «Исламского государства» (ИГ) для Центральной Азии.