Президентский звездопад
- Подробности
- 3320
- 05.05.2016
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, специально для «Новой» — Казахстан»
Чем примечательна пятая часть эпического байопика о Нурсултане Назарбаеве
С 28 апреля в казахстанском прокате идет фильм «Так сложились звезды» – трехчасовое полотно о жизни президента страны Нурсултана Назарбаева с 1984 по 1993 год. Корреспондент «Новой» – Казахстан» увидел в фильме множество скрытых намеков на крамолу.
Нужно признаться, что перед походом в кинотеатр я изучил уже вышедшие рецензии на новую часть байопика о президенте Казахстана. Критики попеняли Сергею Снежкину на большое количество ляпов: башни «Нурлы Тау» переместились назад во времени, а Назарбаев в конце 40-х годов щеголял по степи в джинсах.
По поводу ляпов можно сказать, что в атмосфере общей фантасмагоричности фильма они могли бы быть режиссерским ходом, задумай это Снежкин специально. Президент, общаясь на протяжении всего фильма с британским журналистом (на это нанизан весь сюжет с большим количеством флэшбеков), противопоставляется самому себе образца двадцатилетней давности. Назарбаев конца 80-х смотрится куда выигрышнее. Он прогрессивный, смелый, человечный и близок к народу. Назарбаев образца 2015 года с накладной лысиной выглядит уставшим человеком, которому практически безразлично все происходящее вокруг. Он добился всего, чего мог, и даже насыщенный график работы, который диктуется бессменным помощником, – рутина, которая президента тяготит. Приехавший журналист с вопросами о диктатуре (на что Назарбаев отвечает, что он не диктатор, а «символ народа») для президента – развлечение. Кроме того, видно, насколько Назарбаеву-персонажу интереснее вспоминать прошлое, нежели говорить о настоящем и будущем.
Назарбаев в фильме окружен большим количеством охраны, соратников и обожателей, снимающих его спину на мобильный телефон, однако он бесконечно одинок. Вопрос «Кому доверять?», заданный Назарбаевым-персонажем в прошлое, на самом деле вопрос в настоящее. Вопрос риторический: доверять абсолютно некому. Назарбаев в конце фильма рассказывает журналисту о своей главной ошибке – попытке довериться соратникам во время парламентского кризиса 1993 года.
Мысль о тотальном одиночестве и об усталости Назарбаева в фильме рождает еще одно умозаключение. Надо сказать, весьма крамольное: Назарбаев, всю политическую карьеру борющийся с приписками, несправедливостью, культом личности, радеющий за свою родную землю и республику, к концу жизни стал повторять ошибки своих предшественников.
Самое обидное, что Назарбаеву по сюжету фильма все эти почести нравятся. Он и не обращает на это внимания – а в итоге вспоминает, что так было не всегда, и начинает рассказывать о шахтерском бунте в Караганде в 1989 году. В какой-то момент невольно приходишь к выводу, что режиссер и сам ностальгирует по тем временам, когда молодой, прогрессивный Назарбаев мог сохранить великую страну, если бы не два больших глупца в России. По той поре, когда было непросто, но жили как бы одной семьей. По эпохе, когда про американцев точно знали, что они «без совести» (последнее успешно возвращается и сейчас). Иначе говоря, Снежкин – заложник тренда на возвращение всего советского. И даже совкового: Раиса Горбачева, например, показана серым кардиналом всей союзной политики. Ельцин пропил страну – даже важные политические интриги он решает с постоянной рюмкой у рта. Колбин и Кунаев показаны махровыми партноменклатурщиками. Но Кунаев республику в передовиках держал (пусть и с приписками), а Колбин – жертва обстоятельств. Ах, да, есть еще арабы, которые через образ Ясира Арафата показаны полностью беспринципными фанатиками, жаждущими купить ядерное оружие (присутствие хоть какой-то исторической правды, кажется, вообще не входило в задачу режиссера).
Эта ностальгия по прошлому, очевидно, исходит не только от режиссера, но и от главного бенефициара фильма. А еще это расчет на экспорт: «Звёзды» вроде собираются прокатывать и в России, а там желающих вернуться в прошлое хоть отбавляй. Правда, очень сложно предположить, кому в России может быть интересен абсолютно не динамичный трехчасовой фильм с килотоннами пафоса на квадратный сантиметр кинопленки.