Кто к нам с мячом придет?

Война компроматов в казахстанском футболе – худшее, что могло с ним случиться

Затихшее было в начале года противостояние президентского внука Айсултана Назарбаева и президента Федерации футбола Казахстана Ерлана Кожагапанова за руководящее кресло в последние две недели обострилось и превратилось в настоящую войну между функционерами, клубами, болельщиками и спортивными СМИ. Все стороны пытаются втянуть в конфликт даже Генпрокуратуру. Но кто бы в итоге ни выиграл, проиграет только футбол.

Первый тайм в ФФК отыграли. Со скандалом

Формальным поводом для крупного скандала в казахстанском футболе стал товарищеский матч между сборными Казахстана и Китая. Сборную долгое время упрекали в том, что она не проводит никаких спаррингов и вообще никак не готовится к отборочному циклу чемпионата мира по футболу в 2018 году. Более того, у сборной до сих пор нет главного тренера, которому уже предварительно поставлена фантастическая по своей утопичности задача выйти в финальную часть мундиаля. В начале мая Федерация футбола Казахстана (ФФК) в лице ее президента Ерлана Кожагапанова спарринг-партнера нашла. Точнее, он сам нашелся: сборная Китая хотела подготовиться к своим соревнованиям, а казахстанцы им больше всего подходят. Для проверки себя на поле китайская сторона даже готова была полностью оплатить все расходы по транспортировке сборной Казахстана.
Проблема была только в дате: матч китайцы захотели провести 7 июня – в тот момент, когда остальные сборные не играют (для игр национальных команд есть определенные даты, ФИФА составляет специальный календарь). Более того, в казахстанском чемпионате в самом разгаре игры внутреннего первенства. Поэтому руководитель Профессиональной футбольной лиги Казахстана (ПФЛК) Олжас Абраев сразу отнесся к идее, продвигаемой Кожагапановым, с изрядной долей скепсиса, о чем заявил публично через спортивные СМИ.

На 18 мая должен был быть назначен Совет ПФЛК, на котором представители команд собирались обсудить сложившуюся коллизию (по версии ФФК, сразу утвердить перенос туров). Но случилось неожиданное. Во-первых, заседание Совета пришел вести сам Кожагапанов, что вообще-то запрещено: ФФК и ПФЛК – отдельные друг от друга структуры. Во-вторых, Абраев неожиданно подал в отставку и ушел с заседания. А в-третьих, Кожагапанов, пользуясь тем, что никто не дал ему отпор и даже не потребовал объясниться, мгновенно начал давить на представителей клубов, требуя утвердить отставку Абраева (это получилось с третьего раза), дать согласие на проведение матча с Китаем. А также намеревался продвинуть свою кандидатуру на должность нового главы ПФЛК (в итоге он и был утвержден). При этом Кожагапанов не стеснялся в выражениях – доходило до матов – и пугал всех тем, что собирается устроить проверки клубов, привлекая для этого «знакомого замгенпрокурора».
В итоге Кожагапанов «продавил» все выгодные для него и его структуры решения, против были лишь представители 2-3 клубов. Больше всех был недоволен алма-атинский «Кайрат», гендиректор которого Малик Кушалиев и вовсе ушел с мероприятия, не пожелав «участвовать в этом фарсе». Все это стало известно буквально на следующий день, когда в интернете появилась аудиозапись с мероприятия. В записи видны элементы монтажа – но без потери смысла. Основным лейтмотивом авторов записи стало возмущение тем, что Кожагапанов позволяет себе давить на клубы. Сам президент ФФК позже косвенно признал факт давления, заявив в интервью zakon.kz, что делал это «бессовестно», но «в интересах сборной».
Как оказалось, это было только начало. Следом за первой записью появилась вторая – на этот раз в видеоформате, как Совет ПФЛК проходил «на самом деле». Распространял ее в том числе и Кожагапанов через свою страничку в Facebook. Однако внимательные комментаторы и здесь увидели элементы монтажной склейки – вплоть до казусов, когда человек внезапно исчезает из кадра. А уже через несколько часов после этого глава Альянса блогеров Казахстана Галым Байтук выложил у себя одну из записей и непрозрачно намекнул, что ссылка на знакомого представителя Генпрокуратуры – давление посерьезнее, чем просто матерок. Тут же подключилась экс-депутат Айгуль Соловьева, которая, будучи членом общественного совета при Генпрокуратуре, выяснила, что никаких проверок ведомство не планирует, и вообще Кожагапанов (бывший таможенник) к ним не обращался. Чуть позже Генпрокуратура даже выпустила специальный пресс-релиз по этому поводу.
Кожагапанов на это отреагировал в своей манере: на этой неделе он дал интервью собственной пресс-службе, в котором сказал, что теперь-то ФФК уж точно обратится в Генпрокуратуру (то есть, по сути, признался в обмане). Правда, по некоторым данным, за несколько часов до этого в Генпрокуратуру обратился футбольный клуб «Кайрат», который вообще хочет проверить легитимность прошедшего Совета лиги и – как следствие – действий Кожагапанова.
В сухом остатке – следующее. Матч, вероятнее всего, состоится во внеурочное время. И без того плотный календарь чемпионата еще больше уплотнился, из-за чего команды, участвующие в еврокубках, будут минимум месяц играть раз в три дня. «Кайрат» своих игроков отпускать в сборную не намерен – и ему за это ничего не будет. А футбольные болельщики, и без того не дружные, раскололись еще больше.


Загвоздка в тесте

И так безумная по своей сути ситуация (ничего подобного футбольные старожилы не припомнят) не будет понятна полностью без главной детали. Алма-атинский «Кайрат» управляется Кайратом Боранбаевым, тестем внука президента страны Айсултана Назарбаева. И пикировка «Кайрата» и ФФК – это, по сути, новый этап борьбы между Назарбаевым-младшим и нынешним президентом всея казахстанского футбола.
О споре за кресло президента ФФК между президентским внуком и Кожагапановым «Новая газета» – Казахстан» неоднократно писала в конце прошлого года. Тогда мы отмечали, что на внезапно возникшее желание президентского внука занять должность главного в футболе президент ФФК ответил гиперактивностью и поездкой по регионам, чем, справедливости ради, существенно укрепил свои позиции.
В этот раз история тоже началась с Айсултана: на своей страничке в Facebook он написал обращенное словно в никуда сообщение о том, что «можно запастись попкорном и посмотреть эту комедию в формате «реалити-шоу» – похоже, это последние серии последнего сезона». «Вот при Джаксыбекове футбол не был клоунадой, – написал Назарбаев-младший. – Всякое было, и про эффективность можно рассуждать, но точно в цирк не превращался». Упоминание акима Астаны Адильбека Джаксыбекова, которого за несколько дней до этого публично разнес еще и дед Айсултана, не случайно. Считается, что Джаксыбеков благоволит Кожагапанову, и такое вот двусмысленное упоминание акима Астаны – пусть даже и в футбольном контексте – невозможно без одобрения за «семейным ужином». Ко всему прочему, Кайрат Боранбаев, как выяснилось, имел разговор с дедом своего зятя. «Мы встречались и с Нурсултаном Абишевичем – он тоже спросил про Айсултана», – заявил Боранбаев в интервью Полине Шиманской.
После этого и началось: сначала ФФК оперативно представил стратегию развития футбола до 2026 года – большой стостраничный труд, который, впрочем, не вызвал энтузиазма у экспертов в силу утопичности. А затем случился анонс матча с Китаем и дальнейшие трения с клубами. Это вполне может быть совпадением, однако достаточно нервная реакция Кожагапанова заставляет в этом усомниться. Иными словами, есть большая вероятность того, что битва за футбольную корону вновь обострилась.
Сейчас шансы на кресло президента ФФК (отчетно-выборная конференция должна состояться в ближайшие месяцы) у двух кандидатов примерно равны. С одной стороны, Кожагапанов сильно подпортил себе репутацию не всегда продуманными, а зачастую и просто скандальными решениями в рамках своей компетенции. Кроме того, многие обвиняют нынешнего главу ФФК в раздаче обещаний, которые он не сдерживает (защитники Кожагапанова просят «дать ему время», поскольку за два года ничего не сделаешь). Да и нынешний скандал, скорее, играет против Кожагапанова. С другой стороны, Назарбаев-младший сильно уж младше всех в ФФК (что при геронтократическом режиме, скорее, минус), а к тому же его программа развития футбола пока по-прежнему остается загадкой: постоянные обещания показать ее только усиливают скепсис в отношении ее существования.
А самое главное – кто бы в итоге ни стал президентом ФФК, для футбола в Казахстане ничего принципиально не изменится. Более того, нынешняя война компроматов и заявлений и с той, и с другой стороны показывает, что оба лагеря считают нормальным фаворитизм, личные пристрастия, единоличные диктаторские решения и хозяйское, а не менеджерское отношение к футбольной отрасли. И пока так будет, фигура восседающего на футбольном Олимпе не будет иметь никакого значения.