СЭР

Первый вице-президент республиканской федерации и вице-президент Азиатской федерации хоккея на траве, заслуженный мастер спорта СССР по хоккею на траве, председатель совета директоров компании «Беккер и К» Берикказы Сексенбаев стал первым казахстанцем, удостоенным почетного малайзийского титула дато.

Настоящая элита формируется в непростых мировоззренческих и жизненных ситуациях, а подчас и стрессовых: в большой политике, серьёзном бизнесе, профессиональном спорте.
Монарх Малайзии великодушно присвоил титул «дато» («сэр») Берикказы Сексенбаеву. И это – несмотря на отказ легендарного форварда и достойного сына своей земли верно служить Малайзии и принять её подданство. Случай беспрецедентный на просторах мирового закулисья, делающий честь нашему именитому земляку.

…На характер, упрямство и «колючесть» талантливых ребят профессиональный тренер всегда сделает ставку. Это непокорство лидера отметил впервые ещё Томас Арнольд (1795 – 1842), ректор колледжа в городке Регби (Уорикшир, Англия). По соседству со своим учебным заведением он прикупил ещё участок земли – под занятия детворы спортом. Ребятня резвилась с мячом стихийно, правила придумывали сами, сами же их открыто отстаивали, придерживаясь во внутренних отношениях между собой правил «fair play» – «честной игры». Ректор заметил, что те его школяры, которые оказались лучшими в играх с мячом, определяющим образом влияют на сверстников также и за пределами спортивных площадок. Богослов и историк, Арнольд крепко вцепился в этот рычаг воспитания. Посредством игры педагог, оказывается, может воспитать своих учеников в нужном ему ключе. Профессор ввёл наблюдение за порядком в игре, ограничил тиранию на спортплощадке – как со стороны старшеклассников, так и со стороны самых талантливых. Взамен он «легализовал» выдающиеся способности бузотёров, фактически – будущих лидеров. Они получили право разрешать повседневные вопросы школьной жизни (так появилось школьное самоуправление). «Арнольдизм» сформировал новый идеал Британской империи ХІХ века. Бенджамин Франклин опирался на него в реформе школ Пенсильвании (США,1843). [1]

…Берикказы Сексенбаева очень жёстко подкосили на самом взлёте его карьеры. Эту историю звезда и символ казахстанского хоккея с мячом помнит до мельчайших деталей, хоть и прошёл не один десяток лет с тех пор. Его, ведущего игрока СК ШВСМ Первой Лиги («Спортклуб школы высшего спортивного мастерства»), тренер Казанцев демонстративно манкировал и не пускал дальше, хотя пацану явно уже было тесно в рамках своего формата. Лишь когда приехал из Москвы знаменитый Айрих, академик хоккея на траве, маг и кудесник этой игры, дерзкий юноша получил шанс «покатать» мяч с мастерами. Айрих всего за час принял судьбоносное решение о переводе пацана в основной состав «Динамо». Но на такую «обкатку» в команду мастеров Берикказы можно было взять и раньше!
«Я это воспринял как личную обиду: Казанцев включил непрофессиональный подход. Включил личностный фактор. Что-то во мне ему не нравилось, – и я не знаю, что это было», – вспоминает Сексенбаев.
Сегодня та юношеская обида, казалось бы, заретуширована толстым слоем времени, и всё уже встало на свои законные места. Берикказы Сексенбаев был в своё время игроком сборной СССР по хоккею на траве, попал в символическую сборную мира вместе с индийским визави и игроком из Пакистана. Но с Казанцевым холодные отношения у вице-президента Азиатской федерации хоккея на траве Сексенбаева остались и поныне. Уж слишком глубокой оказалась та обида.
По иронии судьбы, те же самые непростые кадровые решения – не всегда безупречные, но всегда трудные – теперь приходится принимать самому Берикказы. И он, памятуя о прошлом, боится ошибиться, хотя и признаёт: да, я бываю не прав: «У меня была пара ошибок, когда я говорил: этот игрок заиграет, а этот – нет. И тот, на кого я думал, что заиграет, – не заиграл. Были такие случаи».
Но у Сексенбаева есть защитный механизм от эмоциональных сиюминутных, подчас диктаторских решений: «У нас сейчас тренируются ребята из Кызылорды, Жамбыла, Талдыкоргана, Уральска, Алма-Аты. У меня – свои игровые принципы: вот этот игрок какой-то медленный, быстро не соображает, нет игрового мышления. Но даже если мне конкретный игрок не нравится, – решение принимается коллективно, я всех выслушиваю. Всегда прислушиваюсь к мнению вице-президента Серика Калимбаева, легенды казахстанского спорта, заслуженного мастера спорта, 11-кратного чемпиона СССР. Мы вместе играли в «Динамо-Алма-Ата». Выслушиваю тренеров. И, в отличие от Казанцева, всегда шанс даю. Пригласите пацана на сборы: в Алма-Ату, в Таиланд или в Малайзию – ничего страшного, на турнир даже возьмём. Но если и после турнира человек не открывается – извините. Здесь я уже говорю «нет», бесполезная трата времени, сил и денег».



Өзге елде сұлтан болғанша...


Красивую, глубокомысленную казахскую сентенцию про то, что лучше быть на своей земле стелькой в яловых сапогах, чем на чужбине султаном, он испытал и пережил в буквальном смысле на себе.
Спортивные достижения под флагом СССР были настолько яркими и притягательными, что лично монарх Малайзии предложил «звезде» воистину королевские условия. «Они мне предложили гражданство. Это был 1993 год, – вспоминает Берикказы. – Я уже пришёл на аудиенцию к королю. Сотрудник протокола показал мне бумаги, переспросил уже полуутвердительно, для проформы – согласен я или нет. И я объясняю: нет, не согласен. Они просто выпали в осадок. Говорит: «Pardon, once more» («Извините, повторите, пожалуйста»). Я повторил. Они повели меня в свою просмотровую: она у них как кинозал. Сотрудник протокола включает телевизор, ставит видеокассету и показывает – до сих пор помню! – запись выпуска новостей из Рязанской области, Советский Союз. Люди голодают. Кошек едят. «Ты хочешь туда вернуться?» Не туда, говорю. У нас Казахстан. «Кончай, – говорит, – у вас всё одно – СССР, всё одинаково плохо». Я говорю: не так плохо в Казахстане. И потом, говорю, не в этом дело – хорошо или плохо. Главное, меня отец напутствовал: твоя земля здесь. Тут лежит не одно поколение твоих предков, в Казахстане – твоя родина, здесь все твои родственники. Поэтому я принял такое решение. Всё. Это решение отца, и я не могу ему перечить. На меня сотрудник в замешательстве посмотрел, но убеждать больше не стал».
«Тогда нет смысла заходить к королю», – холодно резюмировал, как отрезал, сотрудник протокола. До самого выхода из резиденции малайский чиновник недоуменно провожал шокировавшего его казаха. Он очень эмоционально воспринял такой ответ. Берикказы услышал: «Запомни, в моей практике это первый случай, когда королю отказывают. Тебе такие эксклюзивные, шикарные условия дают: $25 тысяч в месяц. Машина. Квартира. Гражданство».
Да, поднаторевший Берикказы уже знал процессуальные сложности протокола: ему было известно, что любой, кто подаёт на гражданство Малайзии, должен натурализоваться. Сдавать дипломы, аттестаты, переводить и подтверждать их, а также массу других документов, необходимо также выдержать языковой тест. Он же проходил по гарантии и мандату короля. Монарх своим письмом в миграционный департамент гарантировал, что нагрузкой для бюджета Сексенбаев не будет. Король подтверждал: нам действительно нужен такой топовый игрок и играющий тренер мирового уровня, с которым Малайзия собирается покорять международные турниры.
Отказ Берикказы от подданства, по-видимому, только утвердил монарха в его собственной оценке спортсмена, поднял планку в глазах Его Величества до неимоверных высот. Эта твёрдость казахстанца незримо стоит за каждым его нынешним успехом, а неподдельное восхищение Его Величества позволяет и дальше корректно подбирать ответы на экзистенциальные вопросы и вызовы, которые встают ежедневно. Жизненный успех – это не просто карта, которая удачно легла. Он базируется на ежедневном скрупулёзном, подчас сизифовом труде. Такой успех надо доказывать постоянно. Когда-то Берикказы успешно осваивал азы большого спорта. Теперь разбирается с азбукой бизнеса. И всякий раз перед ним встают всё новые и новые горизонты.
Он не говорит об этом вслух, но, похоже, догадывается, что согласись тогда принять подданство страны, которую полюбил и которая стала ему второй родиной, он не достиг бы головокружительных успехов как спортивный менеджер мирового уровня. И уж, конечно, поднять на такую высоту страновой пиар Казахстана ему бы не удалось. Краеугольным камнем в его судьбе стал звонок отцу в Казахстан из Малайзии после потрясающего предложения короля. Насколько свободно позволил отец взлететь своему юному сыну в начале карьеры, настолько же суровым был и отцовский отказ в смене гражданства.

ИЗ ИСТОРИИ. Идеалам эпохи Возрождения отвечал тип разносторонне развитого, сильного, умелого и смелого человека. Этот пример для подражания выдвинул ещё Жан-Жак Руссо (1712 – 1778). Писатель и философ, композитор и музыковед, предтеча Великой французской революции, он подчёркивал, что всякая общественная проблема происходит от человеческого зла. А зло, в свою очередь, – от слабости человека. Такое положение можно изменить, воспитывая свою молодёжь сильной и закалённой. «Великая тайна воспитания состоит в том, что физические упражнения и упражнения духовные всегда служат отдыхом друг для друга», – утверждал великий француз. [1]

...Увы, как и следовало ожидать, отказ королю не прошёл бесследно. Через месяц в Малайзии проходил турнир по хоккею на траве. Обычно такое состязание проходит на уровне Кубка мира, чемпионата мира. Но привычного персонального приглашения в VIP-ложу короля Сексенбаев так и не дождался: «Турнир начался, а меня никто не приглашает. И я сразу огорошено почувствовал, что обрезали. На VIP-ужин короля меня уже не звали: эта церемония рассчитана на 13 персон: короли Лаоса, Таиланда, император Японии... На том ужине – крошечные порции, но туда же не поесть приходят. Главное там – церемониал, атмосфера и сам факт присутствия. Отказав, я думал так: «За вас я играть не буду, но человеческие отношения останутся». Меня это отстранение от всего не остановило бы в моём решении, но, наивный, я и не думал, что моё самолюбие так болезненно будет покороблено. Этот момент был для меня глубоко неприятен. Ладно, думаю, Берикказы, ты же решение принял».
Четверть века спустя звезду и гордость казахстанского спорта монарх Малайзии отметил одним из почётнейших титулов своей страны. Как видим, История, весьма капризная особа, иногда исправляет свои ошибки. Берикказы Сексенбаева пригласили в резиденцию и в торжественной обстановке титуловали «дато» – это аналог британского титула «сэр». Ходатайствовал перед королём лично наследник, Его Королевское Высочество принц Абдулла Аль Хадж Ибн Султан Ахмад Шах.
– Очень важно – кто подаёт такое ходатайство, важны рекомендации. Ходатайство может подать, например, малайзийский штат (территориальный аналог области в Казахстане. – Авт.), но не факт, что комиссия утвердит кандидатуру. Комиссия оценивает 200 кандидатур, её члены отсеивают 100, потом ещё половину. В итоге на финальный этап выходит 50. За два месяца посол Малайзии в Казахстане позвонил мне, спросил, когда я буду в Астане, я приехал, мы попили чай, пообщались. Малайзийский чай очень вкусный. Ностальгия о Малайзии... И тут он говорит: «Пришёл запрос по тебе». Это уже вопрос внутренней безопасности, –рассказывает Берикказы.
– Не «накосячил» ли кандидат здесь, в Казахстане?
– Конечно! Монархия – это в первую очередь репутация. Они дадут титул, а потом выяснится, что за уже титулованным – шлейф неприглядных делишек. И когда, например, в Британии появляется «сэр Фергюссон» или «сэр Элтон Джон», монархия укрепляется в глазах общества: она утверждает достижения уже популярных, проверенных временем Личностей. И народ в такие моменты говорит: да, правильно ему титул дали. Давно надо было. И репутацию здесь никак нельзя запятнать. Я это уже потом осознал. Уже после самой церемонии награждения, после официального ужина, был третий час ночи, мы собирались уезжать. И тут меня отзывает в сторонку покурить руководитель администрации принца. Говорит: «Дато, надеюсь, теперь вы понимаете, что вы должны следить за своей репутацией и никаких промахов не допускать. Любое пятно – оно будет уже сюда». Я и сам это хорошо понимал. Но сделал он это очень деликатно: без принца, когда все разъехались.
– Важно было дать почувствовать груз этой ответственности...
– Я точно знаю: это – указание принца.


Наследие короны

…В Британской империи никогда не заходило солнце. И такая всепланетная, масштабнейшая колониальная политика Англии требовала регулярного, физически хорошо подготовленного, сметливого и энергичного молодого пополнения чиновного и военного корпуса заморских и заокеанских владений. В соответствии с этим сформировался идеал джентльмена. Им стал получивший частное воспитание, атлетически сложенный юноша, воспитанный в колледже на основе принципов арнольдизма. На завоёванных территориях колониальные чиновники и военнослужащие Британии продолжали увлекаться спортом: этот интерес объяснялся и политическими соображениями, и просто страстью к развлечениям. Доходило до смешного. В Канаде солдаты гарнизона так искренне «болели» на состязании индейцев в лакроссе, что ослабили бдительность, и краснокожие легко заняли оставленный форт. В Афганистане на первое место вышло конное поло. В Северной Америке – соревнования на байдарках и прототип лакросса. В Индии и Юго-Восточной Азии в центре внимания оказался хоккей на траве. Бывшая колония Британии – Малайзия унаследовала и сохранила лучшее, что могла взять от сюзерена, отвергнув наносное и чужеродное. Вот и теперь нашему спортсмену протокольно обеспечено в Лондоне такое же почтительно-уважительное отношение, как к коренному англичанину и сэру. Впрочем, как и во всех других странах, находящихся под британской юрисдикцией.
...Сейчас, вспоминая события четвертьвековой давности, Берикказы тщательно подбирает каждое слово. Я задаю ему вопрос о трансформации сильной королевской обиды на отказ от гражданства – в столь же очевидный знак признания заслуг спортсмена. Интересен сам механизм: за Сексенбаева хлопотал именно принц перед отцом. Выходит, он разглядел такую же сыновнюю признательность и почтительность, тот же пиетет, который сам испытывает перед королём, своим родителем? Берикказы поставил авторитет своего отца выше королевского предложения. Как сын сына малайский наследный принц нашего казаха понял.
Но, соблюдая все приличия и этикет, Берикказы эту версию мягко отодвигает на второй план: «Я не думаю, что так. С того момента, как я отказался от гражданства Малайзии в 1993 году, и до того времени, как я в 2016 году получил титул «дато», прошло четверть века. И все вопросы были сняты ещё в 2008 году, у короля уже не было вопросов ко мне. Тот отказ был сглажен временем и моими спортивными достижениями. В словах короля прозвучало: «Я очень рад, что ты в жизни не потерялся, нашёл себя, и у тебя в жизни всё вышло». В 2009 году я снова приехал в Малайзию. Приехал не в одиночку. Я привёз уже сборную Казахстана: мы играем, играем удачно. В in-door, в закрытых помещениях мы – чемпионы Азии. Меня избирают в исполком Азиатской федерации, затем становлюсь вице-президентом. Принц Малайзии – президент Азиатской федерации, я – у него вице-президентом. И вот всё это вместе как-то сложилось. Нет, глубоко мы в обсуждение этой темы отца и сына не заходили. Но думаю, что в целом эта моя позиция имела значение. Очень важны слова принца. В присутствии посла Казахстана в Малайзии по завершении церемонии награждения принц сказал: «Дато Берикказы действительно джентльмен. Вы знаете моё отношение к нему: он не только представитель по Центральной Азии по хоккею. Он ещё и мой друг». Наш посол мне объяснил позже: «Баке, на дипломатическом языке – это высшая оценка принца Малайзии. Мне было очень приятно».
Это выглядит действительно парадоксально: именно отказ от высоких и заслуженных привилегий оборачивается ещё большим успехом. Возможно, это звучит избито, но награда находит своего героя – как бы скромен он ни был. Особенно контрастно такое выпестовывание национальной элиты выглядит на фоне новейшей истории Казахстана. У нас-то сложился непростой, совсем не по Дарвину процесс формирования национальной элиты: он оказался по большей части сформированным по блату, проплаченным, нарисованным, надуманным. Экономика племянников привела к подмене понятий и ценностей. На Олимпе и у его основания иногда встречаются не самые лучшие образцы человеческого материала, претендующие на звание цвета нации. Удивительно: войдя в мировую элиту с парадного входа, Берикказы всё ещё остаётся на Родине непризнанным рыцарем человеческого духа, долга и чести. На пресловутом Западе перед человеком с титулом «сэр» открываются все без исключения двери, ибо это высокое звание – неоспоримый признак и гарантия добропорядочности. У наших же чиновников человек с этим званием вызывает чванливую спесь, надменность и бытовую зависть, порождённых нищетой духа и убогим мышлением.


Казахстан: создавая собственную фабрику джентльменов

«Во всех формах корпоративной жизни, и прежде всего, разумеется, в спорте, который играет в Оксфорде и Кембридже, пожалуй, не меньшую роль, чем в публичных школах, студенты, как правило, отстаивают честь своего колледжа… Формируя характер и мировоззрение будущих правителей страны, «фабрики джентльменов» используют те же методы, что и публичные школы. Это корпоративная жизнь в стенах колледжей, спортивная этика, возведенная в мерило порядочности, и, наконец, сама атмосфера средневековых университетских городов, утверждающая веру в незыблемость традиций... Влияние Оксфорда и Кембриджа прежде всего направлено на то, чтобы вопреки тенденциям современности сделать большинство их студентов консервативными. Эти университеты видят свою роль в том, чтобы конструировать и формировать тип человека, предназначенного управлять страной. Именно это, а не учение, является главным».[2] Это строки из книги журналиста-международника Вячеслава Овчинникова про Британию «Корни дуба».
Похожий механизм производства отечественной спортивной элиты, своеобразной фабрики джентльменов, Берикказы пытается создать сегодня своими руками и в Казахстане.
– Уже восьмиклассником Вы получали от государства ежемесячно 52 рубля как подающий надежду спортсмен. Хотя сорокарублёвые зарплаты были тогда вполне обычным делом для многих взрослых граждан СССР. А сейчас? Как кормит свою надежду бюджет?
– Я благодарен государству, что нас финансируют. Но недостаточно: на международные турниры нужно ездить больше и чаще. Нужно финансирование – это однозначно. В Казахстане впервые девочки отобрались на чемпионат мира, и теперь уже и ребята отобрались на чемпионат мира на следующий год. Сейчас решается, кто будет принимать этот чемпионат – Аргентина или Германия. Это впервые в истории казахстанского хоккея на траве. Я хочу прямо похвастаться: это единственная наша команда, которая попала на чемпионат мира, где играют только наши спортсмены, казахстанские. Это не хоккей на льду и не «Барыс», где Далман. Это не мини-футбол, где у нас бразильцы играют. Не баскетбол, где серб Милич выступает за Казахстан. Не водное поло, где играет вторая сборная России, ветераны. Канадцам, американцам делают паспорта. Но вы назовите мне хотя бы один командный вид спорт, который бы попал на чемпионат мира только в нашем, казахстанском составе?
– Краткосрочная ставка на легионеров – и долгосрочная стратегия развития дворовых клубов, инвестирование в здоровый образ жизни. Эти два подхода взаимно дополняют или взаимно исключают друг друга?
– Легионеры – это потеря времени. Потеря денег. Это ничего не даёт. Нам пора прекратить заниматься профанацией спорта. Я не претендую на то, что моя точка зрения самая справедливая и самая правильная, но что такое профессиональный спорт? В моём понимании – мы создаём здоровую нацию, воспитываем здоровых детей. И когда получаем такой «чистый продукт», из него обязательно выйдут олимпийские чемпионы. Если же где-то здесь у нас прогнило, и мы делаем допинговых чемпионов, – чего мы добиваемся таким образом? Получить медаль? Делаем рекламу Казахстану? Или же надо взять глубже: заняться здоровьем нашей нации? У нас есть свои таланты. У нас в целом здоровая нация, у нас есть свои герои. Талант никуда не спрячешь: он обязательно проложит себе дорогу и непременно выскочит. У нас прекрасные борцы, боксёры – почему? У нас есть прекрасный боевой характер! Казахи могут конкурировать, любят состязаться, – и это обязательно даст результат. У малайцев философия жизни немного иная: выиграли – хорошо, не выиграли – ничего страшного. У нас же другой настрой: будем обязательно выигрывать, будем бороться, достанем! Что от того, что велосипедист Контадор выиграл «Большую петлю»? Его встречают в Испании как героя – он ТАМ герой...
– ...на казахстанские деньги...
– Вот! Это ж лучше всего – и для Испании, и для Контадора. А для нас? Путин как говорит российским звёздам спорта? «Вот вы стали чемпионами мира или олимпийскими чемпионами, – а теперь идите к себе в школу, с детьми общайтесь и учите их». А куда пойдёт Далман и Контадор, кому они будут объяснять?
– Объяснят своим, у себя дома.
– Вот и всё. Эта связь с поколениями, с детьми должна быть, её нельзя обрывать. Когда я повёз мальчишек, словно сверстников из своего босоногого детства, из Теренозека, из Кызылорды в Сингапур, – они вообще впервые на самолёте полетели. Первый раз! Они не знали, что там включать и как чего пристёгивать. И я аж прослезился: так был доволен, что я это сделал, что я ребят везу за рубеж. И я наверняка знаю, что после Сингапура этот паренёк будет уже лучше. Он вернётся с правильными мозгами, не будет наркоманить и пьянствовать, он увидел совсем другой мир. Он увидел реальную красоту. Дома он скажет: «Пацаны, мы в Теренозеке не тем занимаемся, надо стремиться учиться, надо пахать, надо добиваться!». Выезжая за рубеж и возвращаясь домой, человек становится чуточку лучше. Ребята уже и в Гонконге, и в Сингапуре, и в Китае, и в Малайзии побывали: они поездили по миру – и, смотрю, у них и разговоры другие. Не дебильные разговоры. У меня на глазах растут и дышат по-другому. Всего три лицензии разыгрывались в Катаре для участия в чемпионате мира: выиграл Иран (мужчины), выиграл Казахстан (мужчины) и Казахстан (женщины). Вот! И все – наши ребята! Это даёт мне внутреннюю силу, уверенность. На правильном я пути. Правильно я их воспитываю, правильно говорю.

ИЗ ИСТОРИИ. В ХVIII – XIX вв. немецкий педагог, теоретик и практик физического воспитания И. К. Ф. Гутс-Мутс анализировал детскую активность на прогулке в лесу. Подростки стихийно состязались в лазании по деревьям. Простое наблюдение подтолкнуло исследователя к рискованной мысли усомниться в средневековой догме отрицания соревнований. Так элементы соперничества впервые появились в школьном физическом воспитании. Он выдвинул идею всеобщей народной гимнастики, чтобы справиться с физической деградацией народа. Физическая культура получила социальное содержание: педагог требовал создавать условия для «беззаботного, хорошего настроения, здоровой юности, хорошего снабжения и целесообразной подвижности». Гимнастика определялась как «облачённый в тогу весёлости труд».[1]

– Ваши оппоненты непременно заметят, что на пьедестале почёта – только три опции. А чем же оправдают себя те, кто не принес стране золото-серебро-бронзу?
– Они ведь по жизни правильно пойдут! Я же не обещаю, что мы точно станем чемпионами мира. Я – не знаю. Кто-то станет, кто-то – нет. Но в целом я знаю, что мы правильные зёрна заложили. Такой парень точно будет нормальным человеком – это уже возвращаясь к мысли о здоровье нации. Это моё понимание жизни. Мне очень легко с ними говорить и их воспитывать, потому что я сам из многодетной семьи, вот так же рос, сам добился этого.
– А что делать звезде спорта после фанфар и медных труб? Свою карьеру Вы завершили достаточно рано, в 27 лет. Есть ли у спортсменов, которые полыхнули, выступили, моральное право и завтра у государства требовать, чтобы оно о них позаботилось?
– Требовать – так не должно быть. Я скажу вам откровенно, многие ребята у нас в «Динамо» спились, от наркотиков погибли. Увы, они жили прошлыми заслугами. Я по бизнесу всем занимался, старался, нужно было семью кормить. Но один мой коллега как-то мне заявил: «Как я туда пойду?! Я заслуженный мастер спорта!». Я понял: всё. Выражаясь дворовым языком, ему «западло». Как так?! Невозможно жить прошлыми заслугами. Это всё осталось вчера. Ты опять заново должен всё доказывать. Как у юристов: каждый процесс адвокат должен доказывать с нуля свой авторитет. Сейчас он проиграет, – и те былые победы забудутся. Те, кто добился успехов в спорте, не могут сидеть и ждать: «теперь давайте, тащите меня по жизни». Нет. И в другой жизни он должен самореализовываться, самоутверждаться. Обязательно.

ИЗ ИСТОРИИ.Английский аристократ при необходимости отстаивал собственными кулаками свой кошелёк и жизнь в схватках с грабителями. Мощь Британской короны строилась на беспрецедентной стойкости и готовности к лишениям английских офицеров, командированных на самый край света. «Cпорт, соревнования, молодечество человека, показывающего свою ловкость, есть для молодежи область, где можно упражняться в созидании общества. Подрастающее поколение …на малом закалится для большой арены жизни», – утверждал каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819 – 1875). Он разработал теоретические основы реформы воспитания в английских школах XIX в. Целеустремленное и последовательное поколение, которое в любом уголке мира сможет постоять за интересы свои и «своего отечества», можно воспитать посредством спортивной площадки», – резюмировал святой отец. [1]


Гагаринская улыбка: как правильно переживать фиаско?

– Имидж у тех же боксёров очень брутален и жёсток. Но Вы своим болельщикам памятны просто гагаринской улыбкой. Только командные виды спорта нуждаются в таком обаянии?
– У нас в хоккее на траве контакта нет. Не толкаемся, не бьёмся, чуть-чуть столкновения бывают. Но это случайно. Если даже тебя толкнули – это нарушение. В боксе если раз удар в голову пропустишь, два, три – потом уже и не придёшь. Дураком сделают. С проигранного боя ты можешь и не вернуться. Другая совсем философия в боксе: там ты реально бьёшься за жизнь. И к спорту они подходят совсем по-другому. Я перед игрой всегда улыбался. Проиграли – я часик-два ещё расстраиваюсь, потом – уже нет. Переворачиваю эту страницу, потому что если я такой же (собеседник эмоционально стучит по столу. – Авт.) расстроенный буду, то я не подготовлюсь к следующей игре. И я всё время ребятам говорю: не хныкать, не опускать руки. Не надо этого: «не могу», «переживаю». Прекращайте! Выбрасывайте! И на следующую игру выходим, бьёмся. Но если я вижу, что человек «картину гнал» для тренеров, для игроков, как он переживает: «Қайғы! Смерть наступила». То с такого игрока никакого толку. Если ты реально выкладываешься, если ты осознал, что ты недоработал где-то, не добегал положенный километраж, где-то подошёл спустя рукава, то к вечеру ты переворачиваешь страницу. Утром встаёшь и говоришь: надо дальше двигаться. Так, ребята, собрались, собрались! (Берикказы входит в раж, представляя себя в раздевалке, он повелительно хлопает в ладоши, глаза властно горят, воодушевляя на победу. – Авт.) Там немцам проиграли. Но сегодня – голландцы. Выхода нет: значит, голландцев будем прибивать. Им не повезло, раз под нас подвернулись! Я же смеюсь и улыбаюсь – не от того, что мне пофиг, как игра прошла. Нет! Я как раз готовлюсь к следующей игре. В философии есть такая установка: выиграл – сильно не радуйся, потерял близкого или просто проиграл – сильно не отчаивайся.
– Следуя такой философии, Вы не сильно радуетесь почётному титулу «дато»?
– Нет. Я благодарен судьбе! Просто появилась большая ответственность. В номере гостиницы после церемонии награждения ко мне подошёл сын и сказал: «Папа, я горжусь тобой». Этот момент очень важен. Говорят, не воспитывайте детей, воспитывайте себя. А дети сами всё увидят. Что поймёт ребёнок, который видит отца пьяным? Вот он лежит и грозит сыну «не пей»? Может, и поймёт сын годам к 30. А он сейчас должен видеть отца, который работает, стремится, старается. И он так же будет к своим детям относиться. Я придерживаюсь такой позиции.


ИЗ ИСТОРИИ. Соперничество Британии и кайзеровской Германии в XIX веке заставляло английские правящие круги вовлекать в массовый спорт всю свою молодёжь, а не только элитных учеников колледжей. Занятия физподготовкой облекли романтическим флёром, чтобы сделать их привлекательными. Под брендом движения бойскаутов к школоте пришла военная тактика. И явно, и исподволь ребят учили работе в команде («основам товарищеского сотрудничества»), обучали ориентировке на местности и разведке, их приучали к лагерной жизни. Бойскаутов придумал инспектор кавалерии колониальных войск Роберт Баден-Пауэл (1857 – 1942). В США и Канаде идеологией бойскаутов стала романтика пионеров Дикого Запада и войны против индейцев. В Венгрии – мечты о тысячелетней империи, в Японии – возрождение традиций самураев, в Чехословакии (ещё до её распада) и у поляков – идеи национальной независимости. В Австрии, Германии и Швейцарии помимо бойскаутов было популярно движение «Перелетная птица». [1]
...Подобно тому, как Сексенбаев на заре своей беспечной юности прилежно, с нескрываемым честолюбием перенимал азы большого спорта, сталкиваясь в том числе и с его закулисьем, так и сейчас, спустя десятилетия умудрённый Берикказы с прилежанием, очень корректно, с нескрываемым пиететом постигает азбуку большого бизнеса у своего наставника, гуру мировой финансовой матрицы – Патоха Шодиева, одного из экономических столпов, последовательного соратника главы государства. Человека многогранного, известного на просторах постсоветского пространства перфекциониста, карьерного дипломата, мецената, пылкого поклонника всего возвышенного в искусстве. К слову сказать, также выросшего в многодетной семье. Услышать из его уст полушутливое «ты уже стал сэром в большом бизнесе» ему ещё предстоит. Зная Берикказы не понаслышке, смею на это надеяться, cэр…

СПРАВКА  «НОВОЙ»

Берикказы Сексенбаев в 1988-1992 годах играл в алма-атинском «Динамо».
Трёхкратный чемпион СССР (1988, 1990, 1991), финалист Кубка СССР (1990) по хоккею на траве.
Дважды включался в список 22 лучших хоккеистов года (1990-1991).
В сборной СССР и СНГ в 1988-1992 годах провёл 41 игру. Участник Олимпиады-1992, чемпионата мира 1990 года и чемпионата Европы 1991 года. Победитель турнира «Дружба-1990».
С 1991 по 1996 год успешно играл за королевский клуб Малайзии.
Двукратный чемпион Малайзии.
По решению федерации по хоккею на траве этой страны удостаивался шесть раз приза «Лучший игрок года». Причем однажды этот приз он получил из рук самого Раджива Ганди.
Королем Малайзии ему было сделано предложение принять подданство этого государства, чтобы он выступал под олимпийским флагом этой страны.

При подготовке материала использовались фотографии из личного архива Берикказы Сексенбаева. Приведены цитаты и использованы сведения, почерпнутые из работы [1] венгерского исследователя Ласло Куна «Всеобщая история физической культуры и спорта» (1982) и книги [2] советского журналиста-международника Всеволода Овчинникова «Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах» (1979).