Аппетит приходит во время езды

Повышение стоимости проезда в общественном транспорте Алма-Аты диссонирует с огромным количеством претензий к качеству перевозок. Однако возмущения не будет: людям проще платить, чем бороться за качественный сервис.


Предыдущий тариф остался заложен в транспортных картах «Онай», ради новой попытки популяризации которых, как многим кажется, повышение и задумывалось. Это не совсем так: публично представители сферы перевозок объяснили, что разница между наличным и безналичным расчетом будет распределяться таким образом, чтобы большая часть суммы (50 тенге) шла водителям, которые, мягко говоря, не зарабатывают миллионы, и за счет резкого повышения цен горожане побегут покупать карты. Эта стратегия оправдалась наполовину: рост популярности карт в первый день нового тарифа – налицо, однако 70 тенге наличной разницы уже стали предметом публичной грызни между разными сторонами сбора денег.

Что касается публичных протестов, то их, по большому счету, не возникло. За несколько дней до введения нового тарифа возмущение в обществе вызвал лишь случай, когда кондуктор накинулся на пассажира в автобусе 79-го маршрута – за то, что тот не хотел платить наличными: после этого официально было объявлено, что если в салоне сломаны терминалы, за проезд можно не платить вообще. В первый день, по сообщению Tengrinews.kz, кондукторам прилетела «ответка»: одного из них пассажир ударил по лицу. В целом же люди приняли новую автобусную реальность почти как данность. Правда, это не значит, что дальше будет все спокойно. «Публичные протесты вряд ли будут. Но ежедневные конфликты обеспечены, – прогнозирует журналист и постоянный пассажир алма-атинского общественного транспорта Мирас Нурмуханбетов. – А они могут легко перерасти в большие протесты, причем как со стороны пассажиров, так и автобусников. Неработающий терминал «Онай», нежелание кондуктора выдавать билет, отказ гражданина оплачивать 150 тенге за дочку-первоклассницу – все это и многое другое может стать поводом для конфликта».
И все бы ничего – проезд наличными дороже, чем проезд по карте, выглядит вполне логичным, однако сервис явно оставляет желать лучшего. За такие деньги хотя бы остаться в живых.


 

Ад на колесах

За минувшие три месяца в Алма-Ате случилось сразу несколько крупных ДТП с участием автобусов. И если в одном из них – автобус 63-го маршрута 11 мая столкнулся с внедорожником и влетел в столб (23 пострадавших) – все внимание было приковано к водителю «гелендвагена», оказавшемуся сотрудником прокуратуры, то в остальных случаях водители автобусов неизменно оказывались виновными.
11 июня автобус 124-го маршрута не смог затормозить возле кинотеатра «Сары-Арка» и смял восемь автомобилей – пострадали пять человек. 22 июня на улице Тобаякова столкнулись два автобуса 17-го маршрута (попутно задето пять автомобилей) – шестеро раненых. На следующий день на остановке по проспекту Абая между Байтурсынова и Масанчи автобус 128-го маршрута влетел в троллейбус – восемь человек обратились за медицинской помощью. В последнем случае выяснилось, что авария произошла из-за того, что водитель якобы «выдавал сдачу» пассажирам и не успел затормозить. При этом представители автопарка еще при майском ДТП в интервью СМИ говорили, что вины их водителей в произошедших до этого авариях нет.
Но те, кто ездит на автобусах в Алма-Ате, знают, что это как минимум лукавство. «Претензии, конечно, по качеству обслуживания, – соглашается Мирас Нурмуханбетов. – Если ты берешь 150 тенге, то попробуй сам стать лучше. Надо прекращать практику забивания автобусов, ругани с пассажирами, устроения гонок с конкурентами». Последняя проблема, известная также как «байгование» (это когда несколько автобусов со схожими по пути следования маршрутами пытаются обогнать друг друга, чтобы прийти первыми к следующей остановке), – одна из наиболее острых: ради того чтобы прийти первыми, водители готовы высаживать пассажиров на ходу движения и ехать на красный свет. Корреспондент «Новой» – Казахстан» с супругой в мае едва не попал под заезжающий на большой скорости на остановку автобус, когда пытался сесть в принимающий пассажиров на ходу троллейбус. И таких случаев наберется не один и не два.
Улучшит ли повышение цены за проезд наличными качество перевозок? В конце июня полицейские Алма-Аты провели четырехдневный рейд по общественному транспорту – и зафиксировали почти 700 нарушений правил дорожного движения со стороны водителей автобусов. Статистика удручает даже самих полицейских. «Десять автобусов водворены на специализированную штрафную стоянку из-за их неисправного состояния, – цитируют СМИ заместителя начальника управления административной полиции ДВД Алма-Аты Жандоса Мураталиева. – Восемь руководителей автопредприятий привлечены к административной ответственности за выпуск на линию аварийных автобусов. Кроме того, один из водителей лишен судом права управления транспортным средством, и еще четверо граждан Узбекистана, которые не только не имели разрешения на трудовую деятельность, но и находились в нашей стране нелегально».
Все это вроде бы мелочи, но в сумме они складываются в картинку, которую впору сравнить с войной на дорогах: за пять месяцев 2017 года (то есть без учета трех крупных ДТП, описанных выше) в Алма-Ате произошло 78 аварий с участием автобусов, четыре человека погибли, а еще 115 получили ранения.

 

Лучше – да хуже

Нельзя сказать, что для улучшения автобусного сервиса не делается вообще ничего. В городе объявлена транспортная реформа, цель которой – улучшить условия работы автобусов в Алма-Ате. Сообщается о намерении закупить новые автобусы – 300 штук на общую сумму 11,5 млрд тенге, а для улучшения экологической среды в городе даже запустили электробус, который, правда, тут же застрял на улице, потому что система предупредила водителя о невозможности разворота, но сделала это на немецком языке. Для водителей есть обучение: в Алма-Ате функционирует единственный в стране Центр квалификации водителей общественного транспорта. В апреле его посещал аким Бауыржан Байбек, а через месяц аварии с участием автобусов начались одна за другой.
Экономический обозреватель Денис Кривошеев описывает суть проблемы: развитие автобусной сети – не головная боль акимата, поскольку автопарки в большинстве своем частные (единственный муниципальный автобусный парк в Алма-Ате был отдан в 2016 году на 70% в частные руки). Раз так – то налицо лоббирование интересов бизнеса, а не забота о пассажирах. «Все разговоры о том, что это позволит улучшить сервис – от лукавого перевозчика и его «агашки» в акимате или маслихате», – грустно соглашается Мирас Нурмуханбетов.
Просто акимат любит изобретать велосипед, ругается Кривошеев, хотя в других странах уже все давно придумано. «В той же любимой нашим акимом Австрии практикуются проездные, которые действуют на все виды транспорта, кроме пригородного и следующего в аэропорт», – рассказывает обозреватель. Власти Алма-Аты тоже заявили о том, что будут развивать некую похожую систему, когда по одному билету можно будет проехать на любом транспорте в течение часа – это вроде как позволит сэкономить деньги на пересадках. Но билет все равно разовый, то есть, по сути, это «недопроездной».
Вот и получается, что единственный эффект от повышения цены – это месть тем, кто после введения системы «Онай» в 2015 году добился того, что акимат и аффилированные с ним структуры вынуждены были сдать назад и вновь разрешить наличные деньги для проезда. «Задача – заставить всех перейти на безналичный расчет. Это такое монетарное насилие: вы продвигаете свою систему за счет повышения разницы в цене», – подтверждает Кривошеев. И хотя система «Онай» и так приносит неплохие поступления: за одну только половину дня 1 августа было собрано 23 миллиона тенге (такие данные содержатся в репортаже сайта Tengrinews.kz), – аппетит приходит во время езды.