Оно нам НАТО?

Российские СМИ вновь начали говорить о том, что Казахстан стал дрейфовать в сторону Североатлантического военного альянса. В Казахстане это считают паранойей, однако сотрудничество с НАТО есть, хотя и не приоритетное.


В российских газетах снова активно пишут про Казахстан – и речь не только о «передаче» озера Сладкое (см. материал на эту тему на стр. 2). Издания затянули старую песню о том, что ближайший географический и геополитический партнер России на самом деле не такой близкий идейно, и его неудержимо тянет в НАТО. На прошлой неделе в «Независимой газете» вышел материал обозревателя Владимира Мухина под названием «Пентагон формирует в Казахстане антироссийский рубеж». В нем речь идет о завершившихся военных учениях «Степной орел – 2017», на которых, как особо отмечает автор, отсутствуют российские военные, а все обучение солдат проходит «исключительно по стандартам Североатлантического альянса». В самом обучении вроде нет ничего плохого, пишет издание, однако Казахстан подписал соглашение о взаимодействии с США на 2018 – 2022 годы в военной сфере; на территории страны есть некие биологические центры, которые не факт что используются в мирных целях; и при этом Казахстан не поддерживает Россию в ее сирийских делах – не отправляет туда солдат. Наверное, не такой уж он и союзник.

И вообще, когда Америка рядом – это всегда опасно. «Независимая газета» приводит высказывание военного эксперта Юрия Неткачева, который предположил, что влияние на казахстанских солдат оказывается даже на ментальном уровне. «США бесплатно обучают казахстанских военнослужащих, внушая им свои ценности и идеологию. Я уверен, что запланированный переход казахского алфавита на латиницу организован не без помощи американских советников. Это явная провокация и формирование предпосылок для социальных конфликтов. Ведь более половины населения Казахстана считает русский язык родным. Для них, особенно для славян, это будет чуждым явлением», – цитирует издание Неткачева, который, как сказано в его биографии, «активно выступал против вывода Группы российских войск в Закавказье из Грузии и одним из первых раскрыл милитаристскую сущность пришедшего нелегитимным путем к власти грузинского президента Саакашвили».
При этом мнением казахстанской стороны по этому вопросу издание даже не поинтересовалось. «Новая газета» – Казахстан» сделала это за россиян.


 

Черный танк в темной комнате

Генеральный директор Центрально-азиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук Толганай Умбеталиева считывает логику России, волнующейся за «приближение НАТО», легко и просто. Все дело в том, что Россия подразумевает под партнерством с Казахстаном свое полное доминирование в регионе, говорит политолог. «Потеря» Астаны равносильна потере и «контроля» над Центральной Азией, – говорит Умбеталиева корреспонденту «Новой» – Казахстан». – Военные вопросы тем более чувствительны, что Москва свой путь к международному лидерству видит в том числе и через военное усиление».
Россию в целом раздражает многовекторная политика Казахстана, полагает эксперт. Конечно, впрямую об этом не говорится, но любые значительные действия Астаны в отношении стран, которые для России конкуренты в геополитике, вызывают у Москвы нервную реакцию. «Примерно с 2005 года в российской публичной политике ведется дискуссия, есть ли риски для России, связанные с казахской многовекторной внешней политикой? Как стратегическое партнерство с Москвой сочетается с мультивекторной политикой и выстраиванием отношений с США, Китаем и ЕС? – напоминает суть дискуссии Умбеталиева. – Повлиять напрямую на концепцию не могут, поэтому остается только реагировать».
Эта реакция в последние несколько лет близка к параноидальной, замечает директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. «Казахстан, особенно после событий в Украине, не в первый раз обвиняют в том, что он нарушает некие союзнические обязательства в рамках того же ОДКБ, – говорит политический эксперт. – Но надо отметить, что еще с 90-х годов Казахстан в рамках программы «Партнерство ради мира» активно сотрудничает с НАТО. Более того, в нашей военной доктрине прописано, что сотрудничество с НАТО – часть обеспечения нашей национальной безопасности». При этом партнерство с Североатлантическим альянсом – далеко не основное в списке приоритетов Казахстана во внешней политике. Но Россия цепляется за это раз за разом, что свидетельствует о деградации экспертного сообщества в соседней стране и о подмене аналитики пропагандой, добавляет Сатпаев.
Эксперт по странам Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов отмечает, что статья в «Независимой газете» – это «проявление желчности, обнаружить которую нынешнее российское руководство позволить себе не может без риска потерять минимальный уровень доверительной близости в отношениях с Астаной». И реакция России на подчеркнуто ровные отношения Казахстана и НАТО – это проблема самой России.


Полезная для всех смычка

Между тем сотрудничество Казахстана с НАТО может быть выгодно в том числе и самой России. Центрально-Азиатский регион на глазах превращается в территорию нестабильности из-за большого наплыва представителей религиозного экстремизма, и присутствие здесь максимального количества игроков «защиты» может быть полезно всем. «Казахстан остается партнером НАТО и в целом Запада в противостоянии возможному распространению экстремистского хаоса на регион Центральной Азии, – говорит Аркадий Дубнов. – Что в целом, на мой взгляд, и в интересах России, поскольку Казахстан, оставаясь управляемой и достаточно контролируемой территорией, может служить демпфером на пути распространения нестабильности на российской территории. Если исходить из предположения о том, что роль Казахстана в качестве такого демпфера также и в интересах НАТО, а это, на мой взгляд, не подлежит сомнению, то военное сотрудничество с Астаной выгодно и Альянсу. А если это беспокоит кого-то в России, то только тех, кто сам бы хотел оказаться творцом и бенефициаром такого хаоса». Как говорится, не будем показывать пальцем.
Хотя, конечно, основная страна-стабилизатор, на которую делает ставку НАТО, – это Узбекистан. «Присутствие Запада в Центральной Азии серьезно сократилось, – фиксирует тренд Досым Сатпаев. – С приходом Дональда Трампа этот процесс только будет продолжаться, это заметно по сокращению финансирования разного рода региональных программ. Узбекистан же, в отличие от других стран Центральной Азии, всегда пытался иметь собственную повестку по афганской, например, тематике. Еще при Исламе Каримове Ташкент пытался усадить за стол переговоров противоборствующие стороны, сотрудничая при этом в том числе и с НАТО». Это сотрудничество продолжится и в дальнейшем, уверен эксперт, несмотря на то, что Россия и Китай всячески пытаются сейчас «заполнить вакуум», оставшийся после частичного отхода США от региона. Узбекистану даже предлагали вернуться в ОДКБ, но Ташкент ответил достаточно категоричным отказом.
Казахстан же рассматривается США больше как экономический партнер – на территории страны действуют крупнейшие нефтегазовые компании с участием американцев. А сотрудничество с НАТО важно, скорее, с точки зрения обучения собственных солдат новым технологиям, а никак не ценностям: значительная часть военных (особенно из руководящего состава) проходила обучение в России, но разве хуже, если есть сразу два учителя? Россия, очевидно, считает, что хуже, но Казахстану совсем необязательно во всем ее слушаться, даже несмотря на союзнические отношения и обвинения в попытках «усидеть на двух стульях».
Более того, Толганай Умбеталиева, отмечая, что Казахстан – второстепенный игрок в мировой политике (как бы об обратном ни говорили Китай, Россия и те же США), советует стране начинать формировать собственную политику в регионе – в том числе и за счет каких-то объединений с теми, кто близок не политически, а географически. «На мой взгляд, Астане следует выстраивать отношения со странами Центральной Азии, усиливать регион, формировать вместе с нашими центрально-азиатскими соседями общую внешнеполитическую повестку, – говорит политолог. – Тогда нам не придется «бегать» между крупными игроками и выбирать, кто из них сильнее или лучше». Впрочем, похоже, тогда нужно будет выслушивать разного рода претензии не только от соседних СМИ, но и от американских и китайских, которые тоже не очень любят самостоятельных игроков. К такого рода многовекторным взаимоотношениям Казахстан пока, судя по всему, не готов.