Анатолий Косиченко: «Чем выше уровень жизни, тем ниже религиозность»

Религия скоро может исчезнуть из нашей жизни?

Где истоки исламофобии? Откуда исходит угроза миру? Как государство должно регулировать религиозные отношения? На эти и другие вопросы модератора отвечал гость «АйтPARK» Анатолий Косиченко - религиовед, заведующий отделом культуры и религиозной философии Института философии и политологии МОН РК.

Нурлан Еримбетов: Анатолий, что происходит сегодня в Казахстане в сфере религиозных отношений? И можно ли говорить о противостоянии религий в мире?

.

Анатолий Косиченко: Да, такие противостояния наблюдаются. Но проблема идет не изнутри самих религий, а извне. Религия — лишь форма, в которой отражаются политические и культурные противоречия. Она лишь следует общим тенденциям современного общества. На самом деле религиям, по сути, нечего делить между собой, там не может быть противостояния.


Н.Е.: Можно ли предположить, что религия вообще скоро уйдет из нашей жизни?

А.К.: Можно. По крайней мере, такая тенденция есть. Европа боится ислама, потому что она фактически потеряла свои христианские корни. А ислам представляет собой для нее что-то незнакомое, неведомое. Более двадцати тысяч протестантских и католических храмов в Европе перепрофилированы, проданы, в том числе под увеселительные заведения. Государство не считается с религиозными предложениями (я говорю о странах «большой восьмерки»). А внутри православия тоже много догматических противоречий. Православный мир погряз в спорах, у кого в нем какое место. Наблюдаются расколы в православных церквях Сербии, Румынии. Современные светские ценности вообще плохо совместимы с религиозными: все-таки религия — это дисциплина духа, это подчинение всей своей сущности Богу. А кто сейчас готов подчиняться? Единицы. Чем выше уровень жизни, тем ниже религиозность – отмечает социология. Но религия — очень тонкая материя, и она, конечно, безвозвратно не исчезнет. Просто мы сейчас находимся на одном из пиков минимальной религиозности человечества. Новые технологии, наука ответили на многие непостижимые прежде вопросы. Но я думаю, что примерно через 20 — 30 лет наступит ренессанс религиозной культуры.

Н.Е.: Последние события в арабском мире — возвращение ислама или его «агония»?

А.К.: Крупный российский исламовед Александр Игнатенко написал несколько статей о «последнем вздохе» ислама. И когда его спрашивали, будут ли «братья-мусульмане» в Египте, в частности, участвовать в политической борьбе, есть ли у них электоральная сфера, он говорит, что нет. Я с ним не согласен. Я бы рассмотрел ситуацию на Ближнем Востоке в первую очередь в духовном контексте. Там действительно много непонятного происходит. Согласно религиозным традициям, к окончанию веков будет усиливаться духовная брань. Думается мне, что роль ислама сегодня в этих событиях недооценена. Мне кажется, что когда начнутся выборы, мы обязательно увидим мусульман, занявших заметное место в политике.

Н.Е.: Кто-нибудь навязывает обществу эталонный ислам?

А.К.: В 90-х годах это было более заметно. Арабские страны изначально предлагали нам классический ислам. Но арабы считают, что только читающие на арабском есть истинные мусульмане. Это неправильно. Все священные тексты должны быть доступны людям на этнических языках. И ущемления в этой сфере можно рассматривать как проявления национализма. Было бы странно, если бы наш единый Бог говорил истину только на одном избранном языке.

Н.Е.: Исповедуют ли казахстанцы разного рода течения внутри самого ислама?

А.К.: В начале 90-х годов, если вы помните, было разделение единого ислама Казахстана по «этническим квартирам» — уйгурским, узбекским и т.д. Эту проблему решили. Этническое разделение религии неверно, и это опасно для национальной безопасности. Да, сейчас наблюдаются разного рода течения внутри ислама — растет религиозная грамотность, и люди узнают много нового о религии. К примеру, суфии претендуют на эмоциональный, мистический путь соединения с Аллахом. Одно время их сжигали за отклонения от прямого пути ислама. А Пророк говорил, что будет 73 течения в исламе, и какое из них истинное, только в судный день станет ясно.

Н.Е.: Кто сегодня громит могилы наших предков?

А.К.: Могу предположить, что различные религиозные течения тому виной. Это чистой воды провокации! Ислам же почтителен к могилам предков. Тут важную роль играют социально-политические аспекты религии.

Н.Е.: Анатолий, как вы считаете, возможна ли в Казахстане смена власти на религиозной волне?

А.К.: Не думаю. Религиозность казахстанцев вообще сильно преувеличена. У нас больше атеистов и сомневающихся, чем истинных верующих. В Казахстане религия не играет большой роли в политике, в отличие от арабских стран.

Н.Е.: Правда ли, что в тюремной системе Казахстана сегодня сильно развиты религиозные настроения?

А.К.: Да. Люди чувствуют себя там несчастными, несправедливо обиженными, а на такие эмоциональные состояния легко ложится утешительная религиозная проповедь.

Н.Е.: Должен ли истинный мусульманин носить хиджаб?

А.К.: Если душа этого требует, носи, пожалуйста, только не напоказ, а в соответствии с уровнем религиозного развития. Это внешняя форма исповедания. Ислам не приписывает форму одежды, а только говорит о скромности человека. Нет необходимости в крайних формах религиозности.