«Автобус-призрак» едет навстречу смерти

Авария под Владимиром, в которой погибло 16 человек, была неизбежна

 Ночью с четверга на пятницу, 6 октября, во Владимирской области поезд снес на переезде пассажирский автобус, который перевозил 55 человек. 16 человек погибло на месте. По предварительным данным, автобус выехал на переезд на запрещающий сигнал светофора и застрял. Часть пассажиров вышла его подтолкнуть, и это их спасло: поезд Санкт-Петербург—Нижний Новгород разнес автобус на две части.
В автобусе ехало 55 граждан Узбеки­стана, а сам транспорт зарегистрирован недалеко от Шымкента — это юг Казахстана, недалеко от Ташкента. «Это очень удобно: приезжать в Шымкент, садиться на казахстанский автобус и ехать в Россию на заработки, — говорит главный редактор «Фергана.ру» Даниил Кислов. — Такие рейсы очень популярны, и, конечно, это трудовые мигранты». Как уточняет страховщик Шавкат Кадиров, часто имеющий дело с мигрантами в России, некоторые на заработки с собой везут всю семью и едут именно автобусами. «Это гораздо удобнее, поскольку поезд Ташкент—Москва ездит нечасто, и к тому же его очень жестко досматривают. А другими маршрутами добираться проще», — говорит Кадиров.
Подобная схема, когда мигрантов везут до Москвы в казахстанских автобусах, распространена уже давно. Автобус по Казахстану добирается до Актюбинской области на границу с Россией, а оттуда через Башкортостан, Ульяновск и Владимир добирается в Москву. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту незаконной миграции — якобы при содействии какого-то казахстанца граждане Узбекистана ехали обнулять миграционные карты, некоторые из которых уже были просрочены. Основной вопрос в том, как оформлена эта поездка. А вот тут есть определенные хитрости.



Во-первых, как выяснил Шавкат Кадиров, автобус, попавший в аварию, не был застрахован. По закону, все владельцы транспортных средств должны иметь страховой договор, но заезжающие из стран Евразийского союза водители автобусов, как правило, игнорируют эту норму. «Периодически их останавливают сотрудники полиции, и доходит до того, что иногда автобусы разворачивают обратно. Где-то получается откупаться», — рассказывает Шавкат Кадиров. Так как маршрут налажен не первый год, водители стараются или объезжать посты ГАИ, или договариваться на месте, или — что проще всего — ехать ночью (что также часто является одним из факторов аварийности таких маршрутов). Это частично, хотя не полностью, может объяснить, почему автобус пересек границу между Казахстаном и Россией 29 сентября, а во Владимирской области оказался только 5 октября.
У следователей пока нет ответа, почему автобус ехал так долго. Возможно, дело в самом состоянии транспортного средства. Mercedes 1990 года выпуска за все время использования, по словам выжившего водителя Нургали Сарманова, сломался впервые — но в такое верится с трудом. «РИА Новости» со ссылкой на экспертов группы «ГАЗ» написали, что ресурс «Мерседеса» был выработан еще 15 лет назад. Но известно, что автобус ранее не попадал в крупные ДТП. Рейсы он выполнял не постоянные: в Министерстве инвестиций и развития утверждают, что в этот раз автобус ехал «по заказу». Билетов, к слову, у пассажиров тоже не было.
Какую-то ясность мог бы внести непосредственно владелец автобуса. По сообщению казахстанского министерства, Mercedes зарегистрирован на Досжана Оразгелдиева. «Новой газете» из своих источников в правоохранительных органах Казахстана известно, что Оразгелдиев находится на пробационном контроле после выхода из тюрьмы, в которой он сидел в связи с делом об убийстве. Сам предполагаемый владелец автобуса, однако, в интервью радио «Азаттык» утверждает, что продал его год назад «другому человеку». В социальной сети «ВКонтакте» выживший водитель и Оразгелдиев являются друзьями.
Кто в итоге является владельцем автобуса сейчас — непонятно. Водитель, конечно, почти наверняка будет признан виновным в ДТП, однако ответственность за пассажиров несет именно владелец автобуса. Пока же очевидно, что в отсутствие билетов раненым пассажирам и родственникам погибших придется не только искать владельца, но и доказывать, что факт перевозок в принципе имел место.
Помимо основной истории с нарушением правил безопасности на транспорте (это дело ведет СК) в производстве находится дело о выполнении услуг, которые повлекли из-за все тех же нарушений безопасности смерть 17 человек. После аварии в больнице умер пострадавший при столкновении ребенок, его маленькая сестренка находится в тяжелом состоянии. Мать пострадавших детей погибла на месте ДТП.
А еще МВД активно раскручивает дело с организацией нелегальной миграции: у следствия во Владимирской области уже есть подозреваемый — его имя не разглашается, но известно, что ему 36 лет, и он гражданин Казахстана. Схема была примерно следующей: с граждан Узбекистана собирали по пять тысяч рублей за то, что их — с просроченными миграционными картами или вообще без них — перевозили через границу России и Казахстана. Других подробностей пока не сообщается, однако протоколы были составлены и на самих выживших в аварии: те, кто ехал по уже просроченным миграционным картам (таких было, по некоторым данным, от 17 человек), получили на руки документы о нарушении миграционного законодательства, и в Узбекистан спецрейсом они улетели со статусом «выдворены». В их карманах лежало по пять тысяч рублей — это единственная компенсация за аварию, ее выплатила РЖД.
Будут ли другие компенсации — вопрос непонятный, поскольку многое будет зависеть оттого, кого признают виновным в аварии на переезде, говорит адвокат Ирина Фаст из компании «Гражданские компенсации». То есть водитель автобуса, конечно, нарушил правила, однако стало ли это причиной аварии — должно выяснить следствие. Выжившего водителя из Казахстана арестовали до начала декаб­ря. Правоохранительным органам предстоит решить степень его вины в трагедии, а также, насколько велико его участие в схеме незаконной миграции.
Проблема в том, что все прекрасно знают о масштабах этой схемы, но никто ничего не делает, говорит президент узбекского землячества в Москве Усман Баратов. За три дня до аварии во Владимирской области задержали другой автобус с мигрантами: там из 43 пассажиров 18 были без регистрации, но и это капля в море. «Каждый месяц сотни автобусов перевозят людей из Узбекистана в Россию и назад. Все автобусы работают нелегально. — Кто владельцы автобусов и на каких основаниях они занимаются перевозками — никто не знает».
Собственно, никто и не спрашивает. Такие автобусы при наличии миграционных нарушений — единственный способ добраться до дома без угрозы попасться и получить запрет на дальнейший въезд в Россию. Билет на такой автобус стоит до 120 долларов, и, по словам Баратова, люди иногда ездят даже стоя до самого Узбекистана — это позволяет сэкономить.
Раньше для обнуления миграционных карт граждане из Узбекистана ездили на границу с Украиной в Брянской области, а теперь маршрут увеличился, увеличилась и аварийность. Решить вопрос можно по-разному, говорит Усман Баратов: «Надо России отменять всю эту мороку с обязательным выездом через 90 дней. И патентные системы, за которые нужно платить. Бюрократией и репрессивными мерами Россия сама убивает курицу, которая несет ей золотые яйца».
Узбекистан тоже мог бы позаботиться о своих гражданах в России, добавляет президент землячества: например, обеспечить бесплатный проезд или проезд со скидкой тем мигрантам, которые приносят в бюджет страны определенную сумму. То, что Узбекистан вообще прислал за своими гражданами спецборт, по-своему уникальное событие.

Пока же два миллиона официальных мигрантов из Узбекистана и еще миллион нелегальных продолжат ездить на автобусах, которые просто опасны для жизни. Пострадавшие в аварии рассказали СМИ, что, когда авария стала неминуемой, оставшиеся в салоне женщины и дети (мужчины ушли толкать автобус) решили поскорее убежать. Но средняя дверь не открывалась, и все столпились около переднего выхода. Именно туда пришелся основной удар поезда.