Кино без спецэффекта

Фильм с обвинением Мухтара Аблязова в заказе убийства Ержана Татишева может оказаться и правдой. Но ему все равно никто не поверит, и за это спецслужбам надо благодарить самих себя и телевизионщиков.

Во вторник вечером в эфире телеканала КТК вышел второй фильм из цикла «Звали его Мурка» — это разоблачительная документальная криминальная сага о бизнесмене и, как считает суд, преступнике Муратхане Токмади, который не гнушался ни разбоями, ни грабежами, ни рейдерством, ни убийствами. Второй фильм был посвящен убийству главы «Банка Туран Алем» Ержана Татишева в 2004 году.

До сих пор считалось, что Татишев был убит в результате случайного выстрела из ружья, который произвел то ли Токмади, то ли охранник. Тогда дело признали несчастным случаем, и вот спустя 13 лет бизнесмен Токмади в эфире КТК признался, что это был «заказ Аблязова». Правда, заказ больше психологический: в эфире устами нынешнего заключенного говорится, что Аблязов воздействовал на него словами, в том числе говорил о «физическом устранении Ержана». Однако прямого утверждения «Аблязов приказал (заплатил, предложил) убить Ержана Татишева и я согласился» так и не прозвучало.
Это утверждение, впрочем, и не нужно. По замыслу авторов фильма (очевидно, что КТК делал его не самостоятельно), зрителю должно хватить и разрозненных фраз. А чтобы зритель поверил еще больше, в «Мурку» добавили еще и психологических эффектов: рваный монтаж, сверхтревожную и даже истеричную местами музыку, безумно напоминающий нтвшную или рентвшную манеру начитки закадрового текста. Этакая «Криминальная Россия», хотя, конечно, больше «Чрезвычайное происшествие» или «Новые русские сенсации» с «Анатомией протеста». Раньше такой фильм выходил про Токтара Тулешова – и там примерно то же самое по стилистике. Стабильность – признак мастерства.

Беда только, что с мастерством как раз проблемы. То есть смотрите: что касается содержания фильма – оно вполне может оказаться правдой. Защитники Аблязова, конечно, не поверили ни единому слову в «Мурке», но надо понимать, что события 2004 года выглядят крайне странно даже через 13 лет, и правда может быть какой угодно. Иными словами, отрицать выгоду Аблязова от смерти Татишева, видимо, не нужно, хотя и обвинять его напрямую в гибели банкира тоже можно лишь при наличии железобетонных доказательств. Чаши весов с вариантами истории смерти Татишева в нейтральном положении и, пользуясь каналом КТК как инструментом, противники Аблязова (власть, но не только) пытаются склонить общественное мнение в пользу идеологемы «Аблязов – вор и убийца».
Делается это, правда, настолько топорно, насколько это вообще возможно. То, что показал КТК, было бы свежо в плане подачи году примерно в 2006-2007-м – все эти скандалы, интриги, расследования (и то тогда это уже начинало устаревать). Сейчас же такая стилистика выглядит не просто анахронизмом, а страшной пошлостью и показателем примитивного мышления самих авторов. Речь даже не об объективности – понятно, что мнения Аблязова никто не спросил и не собирался спрашивать, можно было просто упаковать попытку дополнительно дискредитировать своего главного врага талантливее. Даже на НТВ такая манера сейчас выглядит смешно, а когда это пародия на пародию – ничего, кроме презрительной ухмылки такие передачи не вызывают.
То, что такие фильмы должны стать толчком к началу обвинительного процесса против Аблязова по делу о смерти Татишева, также очевидно. Иначе зачем этот фильм делать вообще – общественное мнение, настроенное в твою пользу, нужно, но для него одного такую работу проводить энергозатратно. Нет, здесь планируется именно схема «газета выступила – что сделано»: в ближайшее время доблестные службы охраны безопасности казахстанцев отправят дело на пересмотр, и рано или поздно Аблязова – не важно, справедливо или нет, – назначат еще большим злодеем страны.
Конечно, это сознательная демонизация, только она не сработает. Сделанная так, что от нее хочется чихать (общество уже заработало аллергию на халтуру), поделка с телеканала КТК явно не впечатлит условных французов и вряд ли приблизит экстрадицию Аблязова, о которой в Акорде мечтают больше, чем о возвращении в 50 развитых стран. Можно будет говорить, конечно, что Европа совсем слетела с катушек, раз покрывает убийцу, но это слабое утешение. А на большее не хватает, очевидно, ни сил, ни интеллекта: если то, что увидели зрители телеканала КТК в минувший вторник, предел компетенции авторов, Аблязов может чувствовать себя в безопасности еще очень долго.
Лучшее, что могли бы сделать авторы подобных фильмов, это их не снимать. Не потому, что это плохо. Просто если на Аблязова не обращать внимания, он перестанет быть сколько-нибудь опасным хотя бы потому, что опасным его делает сама власть. В конечном итоге, Аблязов погубит себя сам – ему нужно просто не мешать. Конечно, тут еще, очевидно, хочется Аблязова вернуть, чтобы спросить с него за деньги БТА, которые, будем честны, были выведены из банка. Только есть ощущение, что гораздо проще поискать их в других карманах, которые находятся в пиджаках, чьи обладатели не сидят за границей. И никаких фильмов не нужно.