Правильное название - модернизация сознания

Плохое во всех смыслах решение о переименовании казахстанского села в честь матери Нурсултана Назарбаева становится еще хуже, когда задумываешься о мотивах единогласно вскинувших руки «за».


Когда-то это должно было случиться. Вирус превращения всего вокруг в «имени Назарбаева» мутировал в переименования в честь родственников действующего президента Казахстана. Первым пало село Касык в Жамбылской области: во вторник, 7 ноября, стало известно о революционном прорыве туркменизации Казахстана, после того как местные депутаты в облмаслихате единогласно проголосовали за его переименование в Альжан-ана – так зовут мать Нурсултана Назарбаева. Мотивация, которую при этом приводят депутаты, убийственна по своей сути. «В Жамбылской области жили небезызвестные гражданки страны. Поэтому женщина всегда занимает особое место», – цитирует tengrinews.kz депутата Масата Берика. А до кучи маслихатовцы подкинули идею, что переименование – это прямое следование статье Назарбаева о модернизации общественного сознания.

Все это навевает прямые аналогии с Туркменистаном. Там президент Ниязов до 2006 года менял под себя и своих родственников не только адреса и географические названия, но и даже месяцы года, и разве что солнцу не приказывал замереть в ниязовском солнцестоянии. Нынешний президент Бердымухамедов после недолгих раздумий этот тренд подхватил – с видимым удовольствием, с саблей и в спортивке на коне он называет именем своего отца военные учреждения, дворцы культуры и медали. В Таджикистане жену Эмомали Рахмона хотят назвать «лидером исламских женщин». Теперь к этой веселой компашке присоединился Казахстан.
Хуже всего, однако, не такое соседство, а то, как это делается. То есть практика переименований в честь какого-то исторического деятеля – даже живого – в мире существует, хотя и не очень популярна. Но, во-первых, у того, чье имя дают учреждению, есть признанные всеми заслуги. Родственники же, ставшие еще и топонимами, в этой ситуации превращаются в рабов «одной заслуги»: они – родители Того самого единственного и неповторимого. Этого, кстати, депутаты и не скрывают. «Родившая такого человека, как наш президент, достойна. Если каждая мать родит такого сына, у нас действительно будет цивилизация», – заявил радио «Азаттык» депутат Ерболат Саурыков.
Во-вторых, перефразируя Довлатова, Назарбаев, конечно, все переименовал, но кто написал четыре миллиона прошений? При всей тяге к конспирологии и к желанию наделить условную администрацию президента функциями предусмотрительных льстецов (скоро 1 декабря, нужно подарки готовить заранее) маловероятно, что они очень настаивали бы на переименовании маленького села – особенно, если бы его жители были сильно против. Да, конечно, можно говорить, что это проба пера: получилось с маленьким селом – получится и с большим. Нюанс, однако, в том, что люди в любой точке Казахстане не воспрепятствуют культу личности, а всячески ему потакают. В случае с переименованием Касыка, утверждают депутаты, есть сотни подписей жителей самого села, которые спали и видели, как легким движением руки Касык превращается в элегантную Альжан-ана.
За 27 лет казахстанская власть воспитала общество, которое готово терпеть даже совсем уж стыдные проявления культа личности. И не только терпеть, но и подогревать его своим одобрительным гиканьем или – что даже хуже – молчаливым согласием. Общество готово считать, что между переименованием какого-то там села и очередной зачисткой грядки редко растущих несогласных нет логической связи. И можно спокойно жить и в Альжан-ане, и в Назарбаеве, и в каком-нибудь Даригстане. Не трогают – и уже хорошо.
Но есть еще и в-третьих, что делает эту историю скверной донельзя. Среди тех, кто призывает к переименованию населенных пунктов в честь президентской родни, или тех, кто готов называть своих сыновей в честь выставок (в Астане, как выяснилось на этой неделе, живет мальчик по имени Байдибэкспо), есть фанатики и есть соглашатели. Но есть и третья группа: это те, кто бежит впереди паровоза, заправленного лестью, для того чтобы в дальнейшем поиметь с этого выгоду. Кто посмеет обделить бюджетом населенный пункт, названный в честь самого близкого родственника президента? Как обидеть семью, где ребенок символизирует своим именем одобренное президентом событие? Как посметь сделать что-то не так в заведении имени Нурсултана Назарбаева?
В стране уже давно хорошо работает только то, что идеологически правильно названо (хотя бывают исключения). И люди абсолютно четко поняли этот тренд и решили использовать его вовсю. А если для собственного блага нужно помочь подтолкнуть Казахстан в сторону Туркменистана – ну, так тому и быть. Конечно, есть и светлая сторона: когда сменится власть – эти же люди первыми побегут сносить памятники и демонтировать вывески. Но тотальное лицемерие, пусть и напускное, никогда не проходит бесследно, и может статься так, что через несколько лет люди захотят и месяцы переименовать. Главное – правильно все обосновать. По-нашему, по-туркменски.