Истинные собственники станут прозрачнее

«Райское досье» проливает свет на клептократию


Похоже, что имя казахстанского чиновника попало в список международных журналистских расследований, которые продолжают находить все новые и новые данные по счетам, обнаруженным в недавно открытых офшорных зонах Панамских островов. Мы предлагаем правоохранительным органам Казахстана и читателям быть в курсе этих расследований…

Мы уже писали, что в массиве данных «Райского досье» относительно небольшая часть его проливает свет на малоизвестную частную компанию Meridian Capital, которая в 2006 году конт-ролировала активы стоимостью более 3 млрд долл. США («Наши министры-капиталисты, как те мыши…», «Новая» – Казахстан», № 50, от 14.12.2017 г.). Согласно «Райскому досье», деловые интересы компании Meridian разно-образны: среди предприятий, находившихся под ее контролем, десяток нефтяных месторождений по всему миру, крупнейшая казахстанская железнодорожная компания, крупный производитель молочных продуктов Латвии и российский региональный аэропорт.
В раскрытых документах упоминается Сауат Мынбаев, председатель правления государственной нефтегазовой компании «КазМунайГаз», один из мажоритарных акционеров компании Meridian Capital, по крайней мере, с 2006 по 2011 год. Ему, как заявляется, принадлежит 18,5% акций. В указанные годы Мынбаев занимал должности министра энергетики и министра нефти и газа Казахстана. Расследование, проведенное Центром расследования коррупции и организованной преступности (OCCRP), показало, что собственники компании Meridian получили не менее 176 млн долл. США в качестве дивидендов благодаря договоренностям с компанией, занимающейся транспортировкой казахстанской нефти и минералов.
Тот факт, что Мынбаев лично получал прибыль от нефтяного бизнеса, связанного с государством, будучи высшим должностным лицом Казахстана в нефтегазовом секторе, однозначно свидетельствует о конфликте интересов и потенциально – о нарушении законодательства Казахстана, которое запрещает государственным должностным лицам заниматься предпринимательской деятельностью. В том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, вне зависимости от ее организационной и правовой формы.
После публикации результатов расследования OCCRP С. Мынбаев признал, что являлся акционером Meridian, добавив, что он задекларировал это в налоговых документах и уступил свои акции другому лицу «несколько лет назад». В правовом государстве такое заявление легко бы привело к скандалу. Однако в Казахстане заявление Мынбаева не вызвало никакой реакции, и он продолжает занимать должность главы «КазМунайГаза».
И действительно, участие С. Мынбаева в капитале частной компании не может шокировать Казахстан. В этой стране переплетение политики и бизнеса – обычное дело. Такой механизм помогал президенту Нурсултану Назарбаеву поддерживать политический статус-кво в Казахстане после распада Советского Союза. Подобная же система укоренилась во всей Центральной Азии, где репрессивным режимам оказывают помощь – намеренно или нет – многочисленные авторитетные западные юристы, бухгалтеры, поставщики корпоративных услуг и банкиры.
Список евроазиатских скандалов, связанных с правонарушениями сильных мира сего, воистину неисчерпаем.
Уже не первый год независимая организация Global Witness рассказывает о том, как правительство Туркменистана хранит внебюджетный фонд в Deutsche Bank, контролируемый непосредственно президентом. Средства, по всей видимости, остались после смерти президента Сапармурата Ниязова, и, как считается, фонд контролируется теперь его преемником Гурбангулы Бердымухамедовым. Также следует отметить, что Сердар, сын президента Бердымухамедова, влиятельный член парламента, обладает в то же время долями в ряде привлекательных бизнесов, включая хлопчатобумажный комбинат, завод по производству минеральной воды и гостиничную сеть.
Или пример из другой страны, Таджикистана, где несколько лет назад деньги государственного алюминиевого предприятия выводились при помощи компании-посредника с Британских Виргинских островов. Через эту компанию 100 млн долл. США ушли на покупку двух самолетов Boeing 737s, предназначенных для частной авиалинии. Которую, как заявляется, контролирует зять президента.
Среди других печально известных историй – дело Максима Бакиева, сына бывшего президента Кыргызстана, проживавшего в доме стоимостью 3,5 млн фунтов стерлингов в зеленом районе графства Суррей в Англии. Этот дом для него, по всей видимости, приобрела сомнительная компания, зарегистрированная на Белизе. Как подозревается, на средства, которые были украдены из казны Кыргызстана через крупнейший банк страны.
Еще есть дело Гульнары Каримовой, дочери бывшего президента Узбекистана. Она подозревается в получении приблизительно 1 млрд долл. США в виде взяток от телекоммуникационных компаний. По этому факту Департамент юстиции США возбудил крупнейшее в своей истории конфискационное производство, чтобы взыскать доходы от взяток.
Как показывают документы из «Райского досье», большая часть этих скандальных сделок осуществлялась при поддержке юридических фирм, многие из которых зарегистрированы в европейских странах.
В последние годы общественные активисты выступают за принятие более строгих законов о прозрачности, чтобы коррумпированным государственным деятелям было сложнее наживаться за счет своих стран. Ранее в этом году в Соединенном Королевстве – после аналогичных действий Австралии и Ирландии – был принят Закон об имуществе необъясненного происхождения (Unexplained Wealth Orders), позволяющий правоохранительным органам расследовать факты приобретения дорогостоящих объектов недвижимости лицами, которые в силу занимаемых должностей не могут располагать соответствующими средствами.
Соединенное Королевство уже ввело специальный реестр «бенефициарных собственников» для зарегистрированных в СК компаний. (Однако, увы, не на своих Заморских и Коронных территориях!) Но в Британии всё же пытаются провести закон, который будет требовать обнародования сведений об истинных собственниках всех объектов недвижимости. Хотя процесс этот заметно затягивается.
Меры по повышению прозрачности в отношении бенефициаров предпринимаются также во Франции, Норвегии, Нидерландах, Украине и других странах. Это дает основания надеяться, что глобальный реестр бенефициарного права собственности станет когда-нибудь реальностью и усложнит государственным деятелям возможность наживаться за счет своих должностей. Пока же гражданам стран Евразии остается надеяться на новые резонансные утечки, которые прольют свет на то, кто на самом деле контролирует богатства их стран.