Трагическая, но нетленная История, или История одной героической трагедии

Вклад Мухтара  Тайжана, сохранившего и переиздавшего раритеты истинных историков, трудно переоценитьПринципиальность, последовательность, твердость в отстаивании своих мировоззренческих взглядов, неспособность к сиюминутным финансово-товарным компромиссам – эти лучшие качества Болатхана Тайжана, вошедшего в новейшую историю страны скромным и достойным ученым мужем, унаследовал его сын – Мухтар. Они выгодно отличают его от многих всеядных, на все готовых политологов и экономистов новейшей истории.

История, как известно, пишется кровью и сломленными судьбами. И судьба Ермухана Бекмаханова – не только образец гражданина, патриота и художника, но вечный укор ныне живущим мастерам слога, пера и кисти, обслуживающим эго власть предержащих.

Книгу Ермухана Бекмаханова «Казахстан в 20-е — 40-е годы XIX века» сегодня можно усыпать многочисленными эпитетами. Но если не прятаться за презентационной комплиментарной мишурой, ее можно охарактеризовать  очень просто: это результат скрупулезного, изнурительного труда добросовестного и честного ученого, который ради трехсот страниц текста в течение нескольких лет регулярно посещал богатейшие книгохранилища и фонды (последних – шестнадцать!) Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, Ташкента и даже Чкалова... В списке использованной литературы – более двухсот (!) публикаций и фолиантов.

.


Можете себе представить такую плеяду авторов, чьи имена встали бы за строчками, скажем, того же Мурата Агджи? Этими творениями сегодняшней квазиистории (а-ля Дарья Донцова) завалены прилавки гламурных книжных магазинов: вдруг мы узнаем, что именно Казахстан – родина и динозавров, и мамонтов, и колыбель цивилизации – в том числе инопланетной. На подобных мифах растет целое поколение! Поколение Независимости! То самое, у которого доступ к высшему образованию вроде бы и расширился, но качество его снизилось настолько, что впору говорить о девальвации. Поэтому и доминируют в сознании и предпочтениях молодого поколения дарьи донцовы, ксении маринины, полины дашковы, гарри поттеры и прочие сумерки...

В противовес этому мутному потоку сегодня особенно важно показать нашим молодым людям, что такая мифологизация – это не подвижничество, не наука. Это – неправда. Тот, кто услышит голос Бекмаханова сквозь толщу Времени, кто прочтет его труды (подчеркну: именно труды!), только тот сможет точно оценить Прошлое, понять Настоящее и уверенно взглянуть в Будущее. И с укоризной посмотрит на современников и в политике, и в бизнесе. 

В подтверждение своих слов предлагаю оценить лишь несколько цитат, тщательно отобранных Ермуханом Бекмахановым для своей книги: «Я не завлекаюсь гиперболическими желаниями филантропов устроить киргизов, просветить их и возвысить их на степень, занимаемую европейскими народами» (из донесений видного царского чиновника Оренбургскому военному губернатору графу П. Сухтелену). «Цель правительства при переносе линии состоит в приобретении через сие значительного количества хлебопахотных земель... для чего необходимость требует очистить сии земли от киргизов, которые на них кочуют» (из доклада графа Нессельроде Николаю I). Эти полностью засекреченные в те времена документы сегодня дают нам истинное представление о видах царской администрации на Великую Степь. Но автор пошел гораздо дальше и, обращаясь к фольклорным уже источникам, подчеркнул роль собственно казахской элиты в колонизации земли наших предков:

Баи предавали казахскую свободу,

Баи с генералами братались,

Царские подарки принимали.

Разве и сегодня не обращен сквозь столетия этот гневный выплеск эмоций казахского акына – к нашим нынешним скоропалительным интеграциям, союзам и трансконтинентальным слияниям?..

Лично меня смущает не сама идея. Она – при соблюдении цивилизованных правил – прагматична и может обеспечить во время экономических катаклизмов некую устойчивость, по принципу сообщающихся сосудов... Меня смущают неозвученные внутренние установки ВВП, человека неумолимо жесткого, под благопристойным цивильным костюмом которого скрывается туника римских диктаторов, а гипнотизирующий взгляд удава и благопристойная, как бы демонстрирующая смущение улыбка, скатывающаяся к уголкам губ, ничего хорошего не сулят!

...Буквально в последний год жизни «отца народов» Ермухану Бекмаханову, низведенному казахскими «наушниками» и сталинскими опричниками с поста замдиректора Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахстана и с должности завкафедрой истории Казахстана КазГУ до учителя сельской школы (!), судьба приготовила еще более тяжкие испытания. В самом начале нового учебного года, 5 сентября 1952-го, его арестовали, а вскоре приговорили к 25 годам лишения свободы «за антисоветскую деятельность».

В год 20-летия независимости разве не уместно предложить, чтобы станции метро Алма-Аты, лучшие площади и проспекты обеих столиц были бы украшены именами сынов Алашорды Ермухана Бекмаханова, Болатхана Тайжана и многих других?

Сегодня невозможно представить себе на миг атмосферу тех страшных времен, когда ценой собственной жизни и благополучия родных и близких упрямо выводились правдивые строки о происходящем, о казахской земле и единокровниках. Ведь в цепкой памяти – совсем другие примеры из новейшей истории: лобызающие длань писатели, поэты, ректоры, депутаты. И среди них теперь встречаются некогда штучные пассионарные наследники великого духа и слога, изрядно девальвировавшие... Из их образин и складывается лицо сегодняшней меркантильной интеллигенции, жадно внимающей устам Власти.

...Со сменой приоритетов «обрыночнили» даже саму благородную науку историю. Постигать ее во все времена было делом достойным и почетным. Распинать ее, перемеривать ее на свой аршин и перекраивать словно тришкин кафтан стало модным и псевдо-трендовым для тех новоявленных партайгеноссе, которые в угоду политической конъюнктуре и компрадорским целям своих хозяев, прикрывая убогость своих мировоззренческих платформ, кощунственно ворошат сакральный прах лучших сыновей казахского народа.

С какой гуттаперчивостью сегодня преклоняют колени такие одноразовые ваньки-встаньки перед светлой памятью алашординцев, с таким же изяществом они отринут завтра эти образы в пользу совсем других, возможно,  даже случайных фигур современности или прошлого.

Так и хочется обратиться с коленопреклоненной просьбой к некоторым: побойтесь Бога, не упоминайте всуе, в корыстной и политической свистопляске духов великой Алашорды! Все что можно вами уже куплено и украдено, ради всех святых – не приватизируйте еще и лучших сыновей Отчизны. Не занимайтесь черным политтехнологическим рейдерством.  Ведь вас-то они точно не имели в виду.

Сегодня, когда страна подвергается спораидальным стрессовым вызовам, носящим характер метастаз скрытой от глаз запущенной хронической напасти, Власть, чтобы скрыть шок и растерянность от происходящего, срывается на истеричный крик и исступление, а народ, бывший и остающийся послушным, слышит почему-то в свой адрес необоснованные упреки в «измене Родине». А ведь каждый из нас, ныне живущих, выполняет свой долг перед ней так, как считает нужным. И как может. Не всегда, как хочет – перед очевидной угрозой государственного карательного механизма. Поэтому, к сожалению, не так, как зачастую необходимо.

Вклад Мухтара Тайжана, отыскавшего, сохранившего и переиздающего одну за другой раритетные бриллианты истинных Историков, и в нашу эпоху острого дефицита мудрого слова наставника, дарующего их творческому наследию вторую жизнь, трудно переоценить. Вот так и живем: кто-то, не обладая богатствами, за счет собственных скудных средств во имя Родины и потомков, а кто-то, обладая огромными деньгами, извлеченными из казахских недр, прикрывая убогость своих взглядов, кощунственно апеллирует всуе к восстановленным из праха святым именам.

Благодаря Фонду Болатхана Тайжана увидела свет и монография Ельтока Дильмухамедова «Восстание казахов под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг.» На защите этой кандидатской диссертации в Ташкенте в 1946 году автору оппонировал сам Ермухан Бекмаханов. Можно ли сегодня представить себе сопоставимый по масштабу поединок двух историков такого калибра? Примечательно, что защита проходила именно 17 декабря, ровно за 40 лет до исторического противостояния свободолюбивых молодых казахов с кремлевскими наймитами в Алма-Ате. И судьба этой диссертации была столь же трагична: защита ее была аннулирована, почти все экземпляры уничтожены. Единственный сохранившийся и стал для Фонда Болатхана Тайжана той ниточкой, связавшей сегодняшний день со вчерашним. Спустя почти 65 лет, в 2010 году, он подарил нам этот истинный портрет тех времен.

А в 2011 году, через 68 лет, Фонд издает труд целого созвездия ученых. Авторы этой книги – Мухтар Ауэзов и Габит Мусрепов, Алькей Маргулан и Ермухан Бекмаханов. Они вместе с выдающимся историком А. Панкратовой и в творческом союзе с не менее талантливыми коллегами еще в 1943 году создали фундаментальный труд под названием «История Казахской ССР с древнейших времен и до наших дней». Уже во втором издании ее пытались перекроить в угоду текущему политическому моменту. Однако энтузиасты смогли отыскать и — самое главное – переиздать и представить на суд пытливого читателя именно незамутненный взгляд нашей творческой интеллигенции на Великое Прошлое единокровников — первую научную версию истории казахов.

Опираясь на аргументы, почерпнутые из этой книги, у любого читателя наконец появляется шанс познать истинную историю, а не те местечковые мифы, которые придворные лизоблюды возвели едва ли не в ранг официальной истории казахов.

Особенно мне хочется подчеркнуть, эти издания, не украшенные всевозможными вензелями на потребу маркетологам и на радость типографским служащим, автор выпускает на собственные, весьма скромные средства. Для него это подвижничество – дело всей жизни. Это его дань памяти Отцу. Его собственное прочтение пословицы «Жер шежіресі – ел шежіресі».

P.S. Небольшой тираж этого издания бесплатно поступил в библиотеки республики. В книжных магазинах его также можно отыскать. Пытливые исследователи и любознательные читатели могут заказать и доставку издания по Алма-Ате. Звоните 8 701 399 8728.