ЧП со связью или связь с ЧП

МВД, Генпрокуратура и спецслужбы Казахстана получили право блокировать интернет в стране во время природных катастроф


Правительство Казахстана утвердило список госорганов, которые будут иметь право отключить связь и интернет в стране при возникновении чрезвычайной ситуации, вызванной социальными протестами, природными катаклизмами или техногенными катастрофами, а также при введении чрезвычайного положения. Документ вступил в силу 28 октября.

Генпрокуратура, Комитет национальной безопасности, Минобороны и МВД получат возможность блокировать всю связь, кроме президентских, правительственных каналов и каналов чрезвычайных служб. Подразумевается, что в случае необходимости отключения связи одно из ведомств обращается к уполномоченному органу, который обладает техническими способностями блокировки. Решение суда в этом случае не требуется. Ранее существовало постановление от 2005 года, в котором 22 госструктуры получали приоритетный доступ к управлению связью в стране во время ЧС – однако решение о блокировке ими не принималось, а введение чрезвычайного положения как один из факторов управления связью даже не рассматривалось.

Новые правила возможной блокировки приняты на фоне периодических проблем с доступом к интернету, на которые казахстанцы жалуются в течение последнего года. По времени блокировки основных социальных сетей и мессенджеров совпадают с прямыми эфирами опального олигарха и оппозиционера Мухтара Аблязова, который заочно приговорен к 20 годам тюрьмы в Казахстане. Министерство информации и коммуникаций официально заявляло, что не имеет отношения к блокировкам. В 2017 году функции технической службы контроля за интернет-пространством были выведены из-под контроля министерства и переданы Комитету национальной безопасности.
Отметим, что в стране приняты поправки к законам, регулирующим деятельность журналистов: по ним, в казахстанском сегменте интернета теперь запрещены анонимные комментарии, а работники СМИ обязаны брать у персонажей своих статей разрешение на публикацию разного рода «тайн».
Главой Казахстана на протяжении 29 лет является Нурсултан Назарбаев, в этом году ему исполнилось 78 лет. В 2020 году должны состояться очередные президентские выборы, сам Назарбаев пока публично не объявлял о намерении баллотироваться вновь, однако во время недавнего визита в Финляндию не исключил такого варианта.
Чрезвычайное положение в Казахстане в последний раз вводилось в 2011 году во время столкновения нефтяников и полицейских в Жанаозене. Тогда погибло не менее 17 человек.




под текст

Фергана.ру

Извещение о катаклизме


Министр информации и коммуникаций Казахстана Даурен Абаев разъяснил резонансное постановление правительства, разрешившее четырем ведомствам отключать интернет и средства связи при чрезвычайных ситуациях и введении чрезвычайного положения. На своей странице в Facebook чиновник опубликовал пост в форме ответов на вопросы, касающиеся данного постановления.
«Вопрос 1-ый: по какому принципу были выбраны именно данные государственные органы? Ответ: на самом деле этим Постановлением сокращен список госорганов, обладающих упомянутым правом. Согласно старому Постановлению (от 2004 года) аналогичный перечень состоял из 22-х субъектов(!), среди которых были структурные подразделения министерств культуры и спорта, сельского хозяйства, образования и науки и т.д. Что касается нового списка, то все они имеют непосредственное отношение к ликвидации ЧС», – написал министр.
Далее Абаев ответил на вопрос, как государственные органы будут пользоваться полученным ими правом и смогут ли они «заблокировать интернет». «В случае возникновения чрезвычайной ситуации государству могут потребоваться все имеющиеся каналы связи для оповещения граждан, например, телевидение или радио. Так вот, постановление разрешает государству отключить любой теле- или радиоканал, вещающий на территории Казахстана, для того, чтобы известить людей о катаклизме и провести соответствующий инструктаж, – написал министр. – Этот алгоритм и означает понятие «приоритетного использования» властями сетей и средств связи. Конечно, интернет подпадает под категорию «сеть и средства связи», однако в данном случае полное отключение сети интернет для его приоритетного использования государством является бессмысленным».
В заключение Абаев подчеркнул, что вступившее в силу постановление, по сути, не дает никаких новых полномочий государству, и что оно не про блокировки интернета и социальных сетей. «Любые разговоры на эту тему – спекуляция», – резюмировал министр.