Красиво уйти

Зачем Назарбаев спрашивает Конституционный совет о прекращении полномочий президента


На этой неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился в Конституционный совет с просьбой официально разъяснить норму о прекращении полномочий главы государства. Новость вызвала ажиотаж в казахстанском экспертном сообществе, которое сразу увидело симптомы приближающихся внеочередных выборов и скорый транзит власти.

И хотя в ответ на этот ажиотаж Нурсултан Назарбаев поспешил заявить, что досрочных выборов главы государства не будет и его обращение в Конституционный совет – рутинный вопрос, некоторые эксперты считают, что «каким бы ни был результат этого обращения, одно прослеживается четко: само обращение за толкованием норм о прекращении полномочий говорит о закате эпохи Назарбаева» (Казбек Бейсебаев, бывший дипломат, в комментарии Радио «Азаттык»).

Аналогичной точки зрения на своей странице в «Фейсбуке» придерживается известный публицист Гульжан Ергалиева: «Обращение Назарбаева к Конституционному совету по разъяснению пунктов Конституции о сложении полномочий президента есть некий сигнал – может, это вариант Б о досрочном уходе и он экстренный? Либо болезнь, либо ультиматум, либо бегство... Во всяком случае, перелом несменяемости власти в Казахстане, похоже, наступает. И силуэт транзитного президента тоже вырисовывается... Теперь главный вопрос – а случится ли эта необходимая перезагрузка на самом деле и как благополучно она пройдет? Трудно предполагать, что возьмет верх в сознании нашего народа – радость и облегчение в связи с уходом несменяемого президента или напряжение и недовольство не ярко выраженным казахом-преемником и его недостаточно харизматичной натурой?

Если власти основательно подготовились к этому периоду, то нас должны ждать одни радости и сюрпризы. Вряд ли это будет «узбекский цирюльник», который наголо побрил бывший истеблишмент покойного Каримова, и поэтому нашему народу такого кайфа возмездия не видать. А вот в одночасье списать народу мелкие кредиты и открыть программу бесплатного жилья для малоимущих лет на 5 – могут. Или что-то в этом роде из социальных программ, так как это единственный выход успокоить самый опасный для власти контингент – казахскую бедноту».

А другой не менее известный казахстанский публицист и общественный деятель Сергей Дуванов, тоже в «Фейсбуке», скептически настроен по поводу обращения президента в Конституционный совет, потому что «независимость КС от президента чисто условная, вопрос должен быть переформулирован так: зачем президенту понадобилось легитимировать через КС свое право уйти с поста президента досрочно?».

Есть предположение, полагает Дуванов, что у президента Назарбаева возникло желание пересесть в кресло главы Совета безопасности до президентских выборов, которые, по его уверениям, состоятся в декабре 2020 года. «Однако возникла закавыка – по Конституции президент может оставить пост только в случае а) явной неспособности осуществлять свои обязанности по болезни, б) отрешения от должности за совершение государственной измены. Есть и третий вариант – не участвовать в выборах или их проиграть, но тогда нужно ждать почти два года, либо проводить досрочные выборы, а значит, опять нарушить обещание.

Видимо ждать невмоготу, и поэтому решили не откладывать дело в долгий ящик и решить задачу до выборов, усадив в президентское кресло спикера Сената, который в качестве временно исполняющего обязанности президента РК досидит в нем до декабря 2020 года. А вот кого Предсовбеза назначит следующим президентом – это отдельный вопрос.

В этом случае запрос в КС – это способ получить решение, позволяющее обойти Конституцию, что дает Назарбаеву оперативный простор для политического маневра. Решение скорее всего уже найдено, и все, что нужно Конституционному совету, это его легитимировать в глазах жаждущих перемен казахстанцев и всего прогрессивного человечества», – считает Сергей Дуванов.

Примерно той же точки зрения придерживается в интервью Радио «Азаттык» и директор Центральноазиатского фонда развития демократии политолог Толганай Уметалиева, считая, что «несмотря на слова Назарбаева о том, что президентские выборы состоятся в установленные сроки, уже сейчас налицо все признаки того, что внеочередные выборы состоятся в этом году».

Однако она предполагает, что президент пытается публично решить некоторые вопросы, обсуждаемые внутри элиты. «Если учесть, насколько высока роль неофициальных отношений внутри элиты, похоже, возникла необходимость публично принять определенное решение через такое обращение. Этот вопрос можно было решить и без огласки. Как мне кажется, президент хочет показать, что не позволит заключать кулуарные соглашения, хочет поставить точку в этом деле», – говорит Уметалиева.

Подытожил все вышесказанное обстоятельный комментарий известного казахстанского политолога Андрея Чеботарева порталу KZ .EXPERT: «Казалось бы, что п. 3 ст. 42 и ст. 47 Конституции РК четко определяют, в каких случаях и по каким основаниям могут быть прекращены полномочия президента страны. Однако, если взять его досрочное освобождение от занимаемой должности, то с этим не все так просто.

Такой процедуры, как уход главы государства в отставку по определенным личным или политическим причинам, в Основном законе принципиально не предусмотрено. Досрочно же президент РК может покинуть свой пост только либо «при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни», либо «отрешения от должности за совершение государственной измены». Причем порядок осуществления отечественного варианта импичмента делает его неосуществимым в принципе (по крайней мере, в отношении действующего главы государства).

В пункте 3 статьи 42 Конституции Казахстана, в свою очередь, сказано, что полномочия президента республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного президента, а также в случае досрочного освобождения или отрешения президента от должности либо его кончины.

В связи с этим данное обращение президента в Конституционный совет может означать только одно – выяснение возможности расширения понятия «досрочное освобождение» за пределы п. 1 ст. 47 Конституции РК. Иначе говоря, главе государства нужен ответ, может ли он подать в отставку что называется «по личному желанию» (как, например, это сделал в 1999 году его покойный ныне российский коллега Борис Ельцин) или нет. Какого-либо иного логического объяснения это обращение не имеет.

А вот решение Конституционного совета с официальным толкованием п. 3 ст. 42 может иметь самые серьезные и далеко идущие последствия. Можно, конечно, допустить, что данный орган оставит все как есть и никаких отставок главы государства, инициируемых им лично, не допустит. Такой вариант вероятен только в том случае, если президенту надо кому-то показать и убедить в том, что добровольно в отставку он уйти не может, поскольку Конституцией это не предусмотрено вообще. Правда, тогда возникает большой вопрос относительно этого «кто-то». Либо это кто-то из своих приближенных, стремящихся занять пост главы государства или хотя бы продвинуть сюда удобного человека, либо из внешних игроков, заинтересованных в том же самом.

Но по ряду оснований со стороны Конституционного совета, скорее всего, последует такое толкование данного положения Основного закона, которое позволит Елбасы покинуть пост президента РК в любой подходящий момент времени по собственному волеизъявлению. А это, в свою очередь, будет означать, что вариант будущего транзита власти через предстоящие президентские выборы (с выдвижением и обеспечением избрания на них кандидатуры потенциального преемника Елбасы) в Акорде может не рассматриваться.

Однако при таком раскладе возможен только один из двух вероятных сценариев транзита власти:

1. Президент объявляет о своем уходе в отставку если не в ближайшее время, то точно до проведения президентских выборов. В таком случае согласно Конституции РК его полномочия перейдут к председателю Сената, а уже последний в статусе и. о. президента сам предпримет все необходимые меры для обеспечения своего избрания главой государства. Причем есть основания, что это может быть как действующий спикер Сената Касым-Жомарт Токаев, так и совсем другой человек, кого могут специально поставить на эту должность.

2. Глава государства сам участвует в президентских выборах (независимо от того, будут они очередными или внеочередными), снова переизбирается на свой пост и уже потом в любой подходящий момент уходит в отставку. В таком случае его преемник сможет руководить страной в статусе «и.о.» на весь оставшийся срок. При таком возможном сценарии и. о. президента сможет укрепить свои позиции и по истечении соответствующего времени обеспечить свое избрание, став уже полноправным президентом РК. Естественно, при полном покровительстве и под контролем Елбасы как председателя Совета безопасности РК», – считает политолог и добавляет, что «если данное обращение в Конституционный совет не является своего рода загадкой президента своим согражданам и иностранным наблюдателям, то оно может стать серьезным звеном в процессе подготовки к транзиту власти».