Театр одного актера

Все-таки мне трудно полностью согласиться с теми, кто называет февральские встречи акима Алма-Аты с населением во Дворце Республики – спектаклем


Во-первых, на театре в его классическом понимании зрители не заполняют трехтысячный зал за полчаса до первого звонка. Там обязательно найдутся пара опоздантов, которые будут протискиваться по забитому ряду, падая пузом на сидящих, преимущественно на женщин. Кого-то непременно начнет душить кашель. В кульминационный момент сто пудов заиграет рингтон чьей-то мобилы. Здесь такое исключено.

Во-вторых, сигуранца не караулит у дома и не винтит на входе завзятых театралов, о которых известно, что пьеса может им не понравиться.

В-третьих, закрыта касса, и не продают билеты. Спасибо, конечно, что бесплатно аккредитовали, но я бы от сердца 100 тенге оторвал, чтоб одним глазком на акима глянуть. Хоть издалека, с балкона, но живьем. А то где его еще встретишь? Не на улице же. И не в кабаке. Я в такие дорогие, где чек 500 тенге, не хожу: не по карману. Вот и выходит, что Байбек уже три с половиной года настоятелем храма Мельпомены, а я его впервые увидел.

Да и постановка какая-то чересчур уж экспериментальная. Но меня, вопреки всему, захватила.


Первый акт не предвещал неожиданностей: традиционный формат «театр одного актера».

Зато во втором главный герой вступает в диалог со зрительным залом. А там все капец талантливые, так естественно выдают импровизацию, что Станиславский бы заткнулся со своим «Не верю!».

Один, казалось, совсем «срезал» акима, загнал его в тупик вопросом. Но он не будь дурак: «А подать сюда районного акима!». И тот давай вертеться, как уж на сковородке.

Обокраденный Шпак, уверен, одобрил бы: «Натурально как вы играете… И царь у вас такой… типичный!».

А режиссер Якин бы добавил: «Боже мой, какой текст, какие слова! Боже, какой типаж! Браво, браво!».

И все так легко и органично, что совсем не задумываешься, какие кровь, пот и слезы тяжкого репетиционного периода пролились ради этого свободного полета шмеля.

Да, такое оно, современное драматическое искусство, бар ғой.

Благодарно завершу свою маленькую рецензию «гариком» Игоря Губермана, перелицованным по случаю инфоповода:

На Б. Байбека? Без оглядки!

Раз в год случается.

И этот вечер, словно …,

пусть не кончается!


под текст


АКИМ, ИЗВИНИСЬ!

Известная казахстанская журналистка и общественный деятель Гульжан Ергалиева в своем посте на «Фейсбуке» призвала акима Алма-Аты извиниться перед горожанами за то, что некоторых из них привезли в 7 часов утра в принудительном порядке, чтобы заполнить зал Дворца Республики на 3,5 тысячи мест, а встречу начали только в 10.00; за то, что с помощью полиции выявляли в зале так называемых неблагонадежных, выводили их и увозили в отделения РОВД, «туда же привозили других гражданских лиц, заранее задержанных на улице, которых аким посчитал потенциальными скандалистами – это демонстративное неуважение прав граждан и попрание чести и достоинства десятка уважаемых жителей города».

В то же время в других областях и городах отчетные встречи акимов с населением проходили без таких выходок – пишет Ергалиева: «Например, в Атырау тоже прошла встреча с акимом Ногаевым в режиме, полностью противоположном алма-атинской. Людей никто не сгонял ни свет ни заря и не выгонял неугодных из зала, жители города задавали акиму разные вопросы, в том числе острые и нелицеприятные, вплоть до политических. И ничего... аким отвечал на все неудобные вопросы спокойно. А если власть умеет разговаривать с людьми по-людски, то всегда будет взаимность...

Даже в Астане аким Султанов выдержал натиск многодетных матерей и по возможности с ними поговорил нормально».

«Это Алма-Ата, господин Байбек!» – напоминает Гульжан Ергалиева акиму и задает вопрос, понимает ли он, какой город ему поручили обслуживать? «Здесь живет еще наследие национальной интеллигенции, дух восставших студентов, непокоренных шаныраковцев, гражданское достоинство сотни тысяч людей. Или он считает, что этот город вдруг станет его личным и его чиновников поместьем?» – заключает Ергалиева.