«Сгоняли партейку»
- Подробности
- 12745
- 14.03.2019
- Мамыр ТУЗОВА
Объявление об учредительном съезде партии «Наше право» опубликовано в «Егемен Казахстан». Тем не менее он сорван
Никому доселе не известная предпринимательница из Алма-Аты Санавар Закирова вдруг озадачилась созданием политической партии под названием «Наше право», для чего опубликовала в феврале в газете «Егемен Казахстан» объявление о проведении 9 марта учредительного съезда в одном из ресторанов Алма-Аты.
Но не провела, попав под давление силовиков.
– За мной, как за преступницей, следили сотрудники полиции. Я никогда прежде с подобным не сталкивалась, – удивляется женщина в интервью Радио «Азаттык».
В течение дня ее машину, по свидетельству корреспондента Радио «Азаттык», несколько раз останавливал полицейский патруль. Происходящее Закирова транслировала в видеоэфире на своей странице в Facebook. На одном из видео сотрудник полиции, представившийся «участковым инспектором», сообщает, что прокурор Бостандыкского района приглашает Санавар Закирову на беседу. Однако Закирова отказывается проехать в отделение полиции, ссылаясь на отсутствие повестки.
Вечером 8 марта Закировой все же вручили повестку с требованием явиться в отделение полиции. Повестку женщине выдали полицейские, которые остановили ее автомобиль на дороге и заблокировали его несколькими служебными машинами. На опубликованной в Facebook видеозаписи запечатлен сотрудник полиции, который не может внятно объяснить, кто именно и для чего вызывает Закирову в отделение. Закирова в интервью Радио «Азаттык» говорит, что в отделении полиции в ночь на 9 марта с ней провели «беседу» заместитель управления общественного развития города Алма-Аты Бауыржан Тульбеков и заместитель прокурора Бостандыкского района Даулет Есдаулетов. Закирова утверждает, что «беседовавшие» с ней «настоятельно рекомендовали» сообщить сторонникам об отмене съезда и призвали ее не приезжать на место проведения мероприятия.
Восьмого марта она получила письмо из ресторана, банкетный зал которого зарезервировала для проведения съезда, оплатив аренду помещения. В нем говорилось, что в зале отключилось электричество, поэтому ресторан не может предоставить помещение.
– Из-за требования представителей власти и отказа владельцев кафе я опубликовала в Facebook объявление об отмене съезда, – рассказала она Радио «Азаттык».
По поводу всех вышеперечисленных и легко прогнозируемых злоключений в связи с созданием политической партии в Казахстане возникает вполне логичный вопрос, зачем скромной предпринимательнице, никогда не занимавшейся политикой и не известной общественности как гражданский активист, не знакомой с представителями политических сил в Казахстане, своя партия? В интервью Радио «Азаттык» Санавар Закирова ответила, что на создание политической партии ее подтолкнула «социальная несправедливость» в стране.
Более того, она заявила, что не видит работу позиционирующей себя оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии под руководством Жармахана Туякбая и не поддерживает запрещенную в Казахстане незарегистрированную организацию «Демократический выбор Казахстана», созданную под руководством живущего за границей критика Астаны Мухтара Аблязова.
– Раз власти считают ее экстремистской организацией, мы держимся от нее подальше, – говорит Закирова. По ее словам, партия, которая еще не зарегистрирована, собирается добиваться перехода к парламентской форме правления, сохранить должность президента, но прописав ограничение – не более двух сроков на посту. Партия, как считает Закирова, станет действующей, в рамках закона, конструктивной оппозицией.
Дьявол, как известно, кроется в деталях. И такая деталь в данном случае – объявление об учредительном съезде партии не где-нибудь, а на страницах «Егемен Казахстан», так или иначе курируемой администра-
цией президента и правительством РК. Вряд ли редактор этого издания, назначаемый на должность этими двумя уважаемыми организациями, опубликовал бы подобное объявление без согласования с ними без гарантий, что не поплатится своим креслом.
Так что полулегальная (судя по неуверенным и практически партизанским действиям полиции) борьба с новоявленной пока не зарегистрированной партией очень похожа на подковерную войну как минимум двух самых могущественных акординских кланов.