Временный решил стать избранным

Токаев попросил Конституционный совет разъяснить его права на президентство


Правящая партия Nur Otan 23 апреля выдвинула Токаева кандидатом в президенты на предстоящих внеочередных выборах. Но сможет ли Токаев, несмотря на пост президента, участвовать в предстоящих внеочередных президентских выборах 9 июня из-за конституционного положения, которое предусматривает, что любой кандидат в президенты должен прожить в стране 15 лет подряд? Этим вопросом задавался наш автор Аркадий Дубнов в материале «Может ли назначенный стать избранным» («Новая» – Казахстан» от 03.04.2019 г.), на что замминистра юстиции Наталья Пан поспешила заявить, что работа Токаева за рубежом не помешает ему участвовать в предстоящих выборах. «Республика Казахстан направила его (в Женеву), поэтому это не считается препятствием для его выдвижения. Это было в связи со служебной необходимостью», — пояснила она.

С ней на своей странице в «Фейсбуке» не согласился другой наш автор Вадим Борейко, решив узнать, что говорят про обсуждаемый предмет международные правила. И нашел в интернете любопытный документ – «Этика в нашей работе. Руководство для сотрудников Организации Объединенных Наций». «Начнем с того, все сотрудники ООН принимают присягу. Как видно из ее текста, они являются «международными гражданскими служащими», – пишет Борейко. – То есть, сохраняя гражданство своей страны, на нее не работают. Что подтверждается в следующих строках: «Я торжественно обязуюсь… строить свое поведение, руководствуясь только интересами Организации Объединенных Наций, и не запрашивать и не принимать указания относительно выполнения моих обязанностей от какого бы то ни было правительства…». То есть Токаев не находился в командировке от Казахстана, как утверждают вице-министр юстиции Наталья Пан и вице-спикер Мажилиса Гульмира Исимбаева. Поскольку представлял в эти два года интересы не нашей страны, а ООН. Являлся не казахстанским дипломатом, а сотрудником международной организации. И получал в ООН зарплату. Иначе говоря, в 2011 – 2013 гг. страной постоянного проживания К.-Ж. Токаева считалась Швейцария, место его работы.

Разумеется, ООН считает так, а Казахстан может считать иначе. Мало ли мы нарушали международных соглашений, от Орхусской конвенции до Пакта о гражданских и политических правах. И у нас есть такие умельцы, что скроят закон о выборах, как хороший костюмчик, под любую фигуру. Тем более что двухлетнее проживание за границей не мешает Касым-Жомарту Кемелевичу занимать президентскую должность с 20 марта с. г.».

Чтобы снять эти вопросы, политолог Данияр Ашимбев полагал («Может ли назначенный стать избранным», «Новая» – Казахстан» от 03.04.2019 г.), что «президент Токаев должен обратиться в Конституционный совет с запросами, и если Конституционный совет пропишет требования к президенту, принявшему на себя эти обязанности, а не избранному, то президент Токаев мог бы передать вопрос определения своего соответствия требованиям Конституции на рассмотрение Центральной избирательной комиссии, чтобы снять вопросы у населения и юристов. «А потом уволить тех юристов, которые не проработали эту процедуру, сидящую в Конституции в течение двух десятилетий», – заключает Ашимбаев.

И вот позавчера президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился в Конституционный совет республики с просьбой разъяснить ему норму об обязательном проживании кандидата на пост главы государства последние 15 лет в Казахстане. Об этом сообщает пресс-служба КС. «Токаева интересует, засчитывается ли в указанный 15-летний срок время проживания гражданина за пределами страны в период работы в загранучреждениях республики и международных организациях, членами которых является Казахстан.

Обращение принято к производству, начата работа по подготовке материалов к заседанию Конституционного совета, на котором оно будет рассмотрено по существу», – сообщает «Фергана.ру».

Однако Вадим Борейко на грядущее разъяснение КС смотрит скептически: «С нашей Конституцией и законом о выборах мне все более или менее понятно: оракулы с Левого берега истолкуют их так, как потребует текущий политический момент. Я хочу сказать о другом. Надеюсь, когда-нибудь у нас перестанут играть Конституцией и законом о выборах в юридический шарик-малик и начнут понимать эти определяющие нормативные документы буквально», – написал он на своей странице в «Фейсбуке».