Основной закон не писан?
- Подробности
- 3685
- 01.05.2019
- Арыстан ЖУАСОВ
По мнению Конституционного совета, Токаев может участвовать в выборах
Конституционный совет Казахстана подтвердил право Касым-Жомарта Токаева участвовать в предстоящих выборах президента, несмотря на его трехлетнюю зарубежную командировку, передает пресс-служба совета. Таким образом, КС ответил на обращение Токаева по поводу нормы, предписывающей кандидату в президенты на протяжении последних 15 лет жить на территории Казахстана, сообщает «Фергана.ру».
Эта норма была введена в Конституцию, по всей видимости, как избирательная, то есть применять ее предполагалось лишь к определенным лицам, и в первую очередь к таким, как Акежан Кажегельдин, Мухтар Аблязов, Рахат Алиев – живущим (и жившим) за рубежом и имеющим президентские амбиции в Казахстане. Но в ловушку первым неожиданно угодил лояльнейший Касым-Жомарт Токаев. Вот и пришлось Конституционному совету изворачиваться, придумывая ему командировку за рубеж.
«В этот срок засчитываются и периоды проживания за пределами Республики Казахстан граждан, относящихся к персоналу дипломатической службы и приравненных к ним лиц, назначенных (избранных) на должности при международных организациях, членами которых является Республика Казахстан», — отметили в совете, хотя в Конституции об этом не сказано ни слова. Сбылось пророчество нашего автора Вадима Борейко, что оракулы с Левого берега истолкуют все так, как потребует текущий политический момент («Временный решил стать избранным», «Новая» – Казахстан» от 25.04. 2019 г.). Оказывается, «выезд из страны по данным основаниям не влечет прекращения казахстанского гражданства и изменения места постоянного проживания», пояснил председатель КС Кайрат Мами.
Но Токаев с 2011 по 2013 год был заместителем Генерального секретаря ООН, а также возглавлял Европейское отделение ООН в Женеве. И согласно «Этике в нашей работе. Руководство для сотрудников Организации Объединенных Наций», он был «международным гражданским служащим», пишет Борейко. «То есть, сохраняя гражданство своей страны, на нее не работал. Что подтверждается в следующих строках: «Я торжественно обязуюсь… строить свое поведение, руководствуясь только интересами Организации Объединенных Наций, и не запрашивать и не принимать указания относительно выполнения моих обязанностей от какого бы то ни было правительства…». Иными словами, Токаев не находился в командировке от Казахстана.
Это уже не первый случай при временном президентстве Токаева, когда Конституция трактуется в угоду текущему политическому моменту. Сначала на следующий день после отставки Нурсултана Назарбаева в честь него переименовали столицу Казахстана (бывшая Астана), и для этого на изменение Конституции двум палатам парламента понадобилось 18 минут, из которых заметную часть заняли овации («Вернемся к нашим Нурсултанам», «Новая» – Казахстан» от 21.03. 2019 г.). Затем при объявлении досрочных президентских выборов случился казус: выяснилось, что если следовать Конституции, то выдвижение кандидатов должно было завершиться до вечера 10 апреля («Двойная сцепка», «Новая» – Казахстан» от 11.04.2019 г.). Однако тут же пояснили, что «при внеочередных выборах порядок выдвижения меняется, и сроки избирательных мероприятий устанавливаются Центральной избирательной комиссией». Это положение напрочь дезавуирует норму, говорящую, что «выдвижение кандидатов в президенты начинается со дня, следующего за днем объявления, и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за два месяца до выборов». И, наконец, удивительно, почему вместо президента Казахстана на недавнюю встречу с главами государств в Пекин поехал Назарбаев. По Конституции это обязанность президента.
Иными словами, исходя из данной ситуации, в Основном законе Казахстана уместны были бы сноски, что та или иная его статья распространяется на тех или иных граждан, кроме действующего президента. Ему, выходит, закон не писан? А если и писан, то в любой нужный момент будет переписан. Но это ловушка, в которую новый президент рано или поздно опять попадет, так как при изменившейся политической ситуации тот же Конституционный совет с такой же легкостью и на тех же основаниях может объявить его нелегитимным.