02-й: ноль или все-таки — второй?

Сможет ли Касым-Жомарт Токаев выйти за «флажки» и стать самостоятельным президентом?


Сначала в Алма-Ате задержали и осудили на 15 суток Асию Тулесову и Бейбарыса Толыбекова, вывесивших на пути следования массового забега «Алматы марафон» безобидный, по сути, плакат «От правды не убежишь» с хэштегом «У нас есть выбор», намекающим на выборы президента Казахстана. Затем на 5 суток пытались осудить художника Романа Захарова за баннер на одной из улиц Алма-Аты с цитатой из Конституции: «Единственным источником государственной власти является народ». Потом

6 мая в Уральске задержали Аслана Сагутдинова, который стоял на городской площади с пустым листом бумаги. После допроса его отпустили. И, наконец, вишенка на торте или венец абсурда – 9 мая задержали активистку Жанботу Алжанову и несколько часов допрашивали в полиции, об этом она сообщила на своей странице в «Фейсбуке».

За несколько дней до этого Алжанова выложила в «Фейсбуке» фотографию, где она вместе с другой активисткой стоит с воображаемым плакатом.

По словам активистки, ее задержали трое мужчин 9 мая около 11:40, они не предъявили удостоверений и насильно посадили ее в автомобиль. Алжанову доставили в РОВД Байконурского района Нур-Султана, по дороге у нее забрали телефон. В ходе допроса активистку спрашивали про ее взгляды и то, какие социальные проблемы ее беспокоят. Выяснилось, что ее допрашивают в качестве свидетеля.

Через два часа Алжанова связалась с адвокатом, который смог приехать только вечером. Она написала отказ от всех показаний и отметила, что после задержания у нее остались ссадины и синяки.

«То, как трактуют наши полицейские и суды действующий закон «О мирных собраниях», предполагает возможность задержания даже за просто стояние на площади без всякого плаката. Для наших «держиморд» это однозначно несанкционированный митинг. К сожалению, власти настолько напуганы майданами, что на всякий случай предусмотрели запрет даже на простое несанкционированное стояние или сидение на площади. Это не так смешно, как кажется на первый взгляд. Это говорит о том, что в части реализации запретов на мирные собрания Казахстан претендует на попадание в Книгу рекордов Гиннеса как страна с самой жестокой правоприменительной практикой в мире. Здесь мы точно впереди планеты всей», – написал на своей странице в «Фейсбуке» известный общественный деятель Сергей Дуванов.

Параллельно с этими «плакатными» задержаниями прошли задержания, аресты и наложения штрафов на участников мирных несанкционированных митингов 1 и 9 мая в пяти городах страны – Нур-Султане, Алма-Ате, Семее, Караганде и Актобе, участники которых требовали проведения честных и прозрачных выборов.

Позже ряд интернет-ресурсов в День Победы на территории Казахстана оказались заблокированы.

«В представлении власти, все акции протеста – исключительно дело рук Аблязова. Да и сам беглый банкир не прочь приписать себе все заслуги, в том числе чужие. Доводилось даже слышать фантастическую версию, будто бы они заодно. Но это для моих мозгов слишком сложная комбинация. К тому же я не сторонник конспирологии и догадок. Для меня одно ясно. Аблязов не способен приватизировать свободу слова и право на протест.

А если власть так считает, это лишь характеризует ее саму. Значит, она думает, что сумела вырастить поколение рабов, и лишь один злыдень портит всю картину, мутя воду и подкупая людей бузить за деньги», – пишет на своей странице в «Фейсбуке» известный журналист Вадим Борейко.

Естественно, за все эти задержания, аресты, штрафы и блокировки интернета ответственность несет действующий президент. Хотя справедливости ради надо отметить, что некоторые из митингующих (особенно 1 мая) вели себя агрессивно, выкрикивая лозунги запрещенной экстремистской организации «ДВК». Однако, гуляли слухи, будто бы некоторых протестующих привезли автобусами из Каскелена. Но никого из либерального или оппозиционного лагеря в данном случае почему-то не интересует, насколько Токаев полномочен принимать такие радикальные решения, так как по рукам и ногам повязан не только Законом о Первом Президенте РК – Лидере Нации, но и тем положением, что абсолютное влияние на силовые структуры есть только у главы Совбеза, то есть опять же у Елбасы. Тот же политически многоопытный Сергей Дуванов считает, что первый агитационный призыв Акордой подготовлен собственноручно: «ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ У ТЕБЯ БЫЛ ТАКОЙ ИНТЕРНЕТ, КАК НА 9 МАЯ, – ГОЛОСУЙ ЗА ТОКАЕВА». Думаю, подобная реакция заслуженного либерала и многолетнего оппонента власти полностью устраивает эту самую реальную власть. Она, судя по всему, и задумывала Токаева только как аватара Назарбаева.

«Новая» – Казахстан» («Двойная сцепка» от 11.04.2019 г.) писала, что «все непопулярные меры, на которые не шел Нурсултан Абишевич, будут делаться сейчас руками Касым-Жомарта Токаева и озвучиваться им». Примеры – налицо: в статье «Основной закон не писан» («Новая» – Казахстан» от 01.05.2019 г.) мы писали, что «при временном президентстве Токаева Конституция трактуется в угоду текущему политическому моменту. Сначала на следующий день после отставки Нурсултана Назарбаева в честь него переименовали столицу Казахстана (бывшая Астана), и для этого на изменение Конституции двум палатам парламента понадобилось 18 минут, из которых заметную часть заняли овации («Вернемся к нашим Нурсултанам», «Новая» – Казахстан» от 21.03. 2019 г.). Затем при объявлении досрочных президентских выборов случился казус: выяснилось, что если следовать Конституции, то выдвижение кандидатов должно было завершиться до вечера 10 апреля («Двойная сцепка», «Новая» – Казахстан» от 11.04.2019 г.). Однако тут же пояснили, что «при внеочередных выборах порядок выдвижения меняется, и сроки избирательных мероприятий устанавливаются Центральной избирательной комиссией». Это положение напрочь дезавуирует норму, говорящую, что «выдвижение кандидатов в президенты начинается со дня, следующего за днем объявления, и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за два месяца до выборов». И, наконец, удивительно, почему вместо президента Казахстана на недавнюю встречу с главами государств в Пекин поехал Назарбаев. По Конституции это обязанность президента».

Иными словами, Касым-Жомарт Токаев очень удобен в качестве президента-аватара, который после избрания может предложить парламенту (с подачи Елбасы) внести изменения в Основной закон Казахстана, в частности, в сторону парламентско-президентской республики, и поделиться частью своих полномочий, например, с парламентом, особенно с верхней его частью, возглавляемой дочерью Назарбаева.

В статье «Зона ускоренного транзита» («Новая» – Казахстан» от 10.04.2019 г.) Вячеслав Половинко уже писал, что «выдвижение Дариги прямо сейчас – это прямое престолонаследие. Прямой де-факто передачи власти от отца к дочери Назарбаеву не простит народ, который будет вписывать его имя в историю, а для Елбасы это крайне принципиальный момент (поэтому, например, Назарбаев при своем правлении не одобрял переименование столицы). Потенциальным выходом мог бы стать переход к парламентской республике через какое-то время. Поправки в Конституцию 2017 года уже усилили роль парламента, ничто не мешает при необходимости докрутить их еще сильнее».

Однако насколько роль марионетки Елбасы устраивает самого Токаева?

Об этом можно судить лишь по косвенным фактам. Например, за месяц до начала избирательной кампании в статье «Зона ускоренного транзита» («Новая» – Казахстан» от 10.04.2019 г.) Вячеслав Половинко писал, что «представители администрации Токаева в публичном и приватном режиме провели больше десятка встреч с лидерами мнений, включая оппозиционеров, на которых заверили участников, что нынешний президент не против либерализации общественной жизни и готов вести диалог и дальше, после своего переизбрания на выборах, на которые он обязательно пойдет». Кроме того, из инсайдерских источников нам известно, что Токаев был категорически против того, чтобы на несанкционированных майских митингах полиция «винтила» протестующих, но не смог убедить в этом вышестоящее руководство.

Известный экономист и политолог Петр Своик в интервью DW («Двойная сцепка», «Новая» – Казахстан» от 11.04.2019 г.) допустил, что возможно «сам Касым-Жомарт Токаев хочет поскорее обрести легитимность, получив власть в «системе ниппель», где назад хода нет, и в которой Назарбаев не сможет объявить, что ошибся с преемником».

Если следовать этой логике, то власти ни в коем случае нельзя выпускать президента-аватара «за флажки». Отсюда, видимо, и эскалация (с подачи властной части Акорды) негативных моментов: очень вольное обращение с Конституцией, «плакатные задержания», перманентные митинги протестующих и их непропорционально жесткое подавление, блокирование интернета – за всю эту ситуацию и все эти действия ответственность, не обладая ни политическими, ни силовыми ресурсами, несет временный президент Токаев. И Елбасы, если все пойдет не по его плану, всегда может отыграть назад, дескать, выпустил ты ситуацию из-под контроля, Касым-Жомарт Кемелевич, рано еще тебе быть президентом, ошибся я в тебе.

Видимо, недаром буквально перед стартом выборов президента был задержан по обвинению в шпионаже главный научный консультант докторской диссертации Касым-Жомарта Токаева «Внешняя политика Казахстана в период становления нового мирового порядка» Константин Сыроежкин. В совпадения такого рода верится с трудом.

«Мало того – утверждают, что Сыроежкин входит в команду Токаева, будучи неофициальным советником. До задержания он работал над внешнеполитической программой Токаева», – пишет в блоге, опубликованном ZONA.KZ, Алексей Иванов (general_ivanov1).

«Задержание советника кандидата в президенты во время избирательной кампании – это мега-событие. А это ведь советник кандидата от партии власти. И обвиняют его в шпионаже. Интересно, в чью пользу – России или Китая? Казахстанские СМИ молчат», – отмечает Telegram-канал «Преемник».

А казахстанский политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев негодует в Facebook: «Посмотрел реакцию многих знакомых и незнакомых людей в постах и комментах на сайтах СМИ и в соцсетях на новость про арест Константина Львовича Сыроежкина (судя по всему, КНБ РК) и ужаснулся. Еще не было никакой официальной информации, не было предъявлено обвинение и, тем более, еще далеко до суда. А в человека уже бросают камни, хорошо хоть еще словесные. Кто-то злорадствует, кто-то осуждает, кто-то даже чуть ли не проклинает. И за что??? Оказывается, у Львовича есть российское гражданство. Сам узнал только сегодня. Но в любом случае само по себе это не уголовно наказуемое деяние. Если, конечно, он официально вышел из гражданства Казахстана. Кто-то вспомнил, что он служил в КГБ СССР. Однако многие сотрудники КНБ и некоторые другие действующие и бывшие официальные лица Казахстана тоже работали в разное время в советских спецслужбах. У кого-то с Сыроежкиным были разногласия чисто научного, рабочего или просто личного характера. Кому-то не нравятся его определенные публикации и т. д. и т. п. И общий смысл всех этих постов и комментов сводится к тому, что так, мол, этому Сыроежкину и надо». «Закулисная политическая игра, где, кажется, главная цель – совсем не Константин Львович», – намекает местный Telegram-канал «Казахстан и все-все-все».