Если не будет противодействия...

Какова модель казахстанского транзита власти?


В Казахстане, согласно законодательству, граждане должны согласовывать проведение мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций с местным исполнительным органом. Однако местные власти чаще всего отклоняют подобные заявки под разными предлогами. Так было и с активистом из Алма-Аты Альнуром Ильяшевым. В течение года Ильяшев подал 35 заявлений на проведение мирных митингов в акимат Алма-Аты, но неизменно получал отказы. «Между тем активист хотел доказать, что казахстанцы имеют конституционное право на участие в подобных мероприятиях», – пишет информационный интернет-портал HOLANEWS.


Очередное, 36-е по счету, заявление на проведение митинга Ильяшев подал в акимат 19 июня и был уверен, что ему и в этот раз откажут, поэтому пришел в департамент полиции города и попросил задержать его заранее, так как намеревался в любом случае провести акцию. Но его задерживать не стали, сообщает новостное агентство «Фергана.ру». Напротив, Ильяшеву неожиданно удалось согласовать с властями города проведение мирного митинга. Об этом он написал на своей странице в Facebook. Акция состоится 30 июня в сквере за кинотеатром «Сары-Арка» с 10 утра до 12 часов дня.


Почти синхронно акимат Нур-Султана разрешил провести гражданским активистам митинг в столице, сообщает КазТАГ. «Вам дано разрешение на проведение митинга 30 июня 2019 года с 11.00 до 13.00 в сквере на пересечении улицы Пушкина и проспекта Кудайбердыулы», – говорится в ответе столичного акимата гражданскому активисту Азамату Амиртаю из экологического альянса «Байтақ болашақ».

Многие эксперты такую перемену настроения в Алма-Атинском и столичном акиматах связывают с заявлением Касым-Жомарта Токаева на прошлой неделе в интервью Euronews о том, что «будет разработан закон. Люди, которые хотят выйти на демонстрацию, высказать свое мнение, будут обращаться в соответствующие инстанции, им будет отведено специальное место, где они могли бы собраться и высказать свое мнение».

Судя по всему, пока это первые шаги Касым-Жомарта Токаева по реализации его предвыборной программы «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс». На официальном сайте президента опубликован полный текст плана действий, основные пункты которого должны быть реализованы за полгода. Этот срок почти в три раза короче, чем знаменитая, но не реализованная программа Явлинского «500 дней», которую тот безуспешно предлагал то Горбачеву, то Назарбаеву.

«Уже к августу этого года Минфин, МНЭ, МИД и администраторы бюджетных программ должны будут разработать дорожную карту, исключающую неэффективные имиджевые расходы и снижающую затраты бюджетов (2020 – 2022 годов) на консалтинг с направлением высвободившихся средств на цели развития.

Министерству образования и науки предстоит проанализировать эффективность реализации программы «Болашак».

МВД предстоит вместе с несколькими министерствами разработать сразу две дорожные карты. Одна из них – об усилении общественного контроля над деятельностью полицейской службы, вторая – об усилении требований по отбору и подготовке кадров правоохранительных органов.

В октябре должны быть представлены предложения, сведенные в единое направление «Верховенство закона и справедливое правосудие». Это совершенствование системы отбора судей, обеспечение независимости судебной власти и судей, равенства сторон обвинения и защиты в судебном процессе.

В ноябре должны быть, наконец, доработаны и приняты дорожные карты по социальной поддержке населения. Первая касается повышения прозрачности и адресности социальной помощи. Будет введена социальная карта и/или социального ID с отражением информации о доходах и уровне жизни каждого гражданина (ее можно интегрировать с удостоверением личности, чип на котором не заполнен в полной мере). Будут уточнены все социальные обязательства государства по выплатам социально уязвимым категориям граждан, бесплатному проезду, питанию, лекарственному обеспечению, получению образования. Вторая дорожная карта установит единые стандарты гарантированного объема социальной поддержки граждан, включая многодетные и малообеспеченные семьи, вне зависимости от региона проживания.

В том же месяце будет разработана и принята Государственная программа «Дорожная карта бизнеса – 2025» и Государственная программа развития регионов до 2025 года.

В декабре наконец законодательно закрепят персональную ответственность политических государственных служащих за совершение коррупционных преступлений подчиненными, примут закон «О статусе педагога» с включением в него норм, предусматривающих дополнительные социальные гарантии, снижение нагрузки и сокращение отчетности», – коротко перечисляет первоочередные задачи издание Central Asia Monitor, добавляя очень важную фразу «если не будет нынешнего противодействия».

Кроме всего вышеперечисленного, до осени должен выйти указ о деятельности Национального совета общественного доверия, которому должны предшествовать консультации с лидерами политических партий, неправительственных организаций, представителями гражданского сектора.

На днях в эфире телеканала «Хабар» на площадке общественно-политического дискуссионного ток-шоу «Большая неделя» прошло обсуждение этой президентской инициативы, и директор Центра актуальных исследований Андрей Чеботарев подчеркнул, что уровень эффективности работы Национального совета будет во многом зависеть от того, кто и с чем войдет в его состав.

«Если среди этих людей будут преобладать любители потусоваться и просто поговорить, то и работа будет ни о чем. Важно, чтобы в Совет пришли достойные и компетентные люди, способные устно и письменно формулировать свои предложения по тем или иным вопросам и убеждать остальных в необходимости их принятия. По своему опыту участия в свое время в разных рабочих группах, общественных слушаниях, экспертных обсуждениях и т.п. под эгидой различных официальных структур знаю, что это нелегкий труд, но и одновременно серьезная школа. Надеюсь, что уже скоро состав Совета будет сформирован, и тогда можно будет увидеть определенные контуры его будущей деятельности.

Есть, безусловно, определенные риски того, что вновь создаваемый Совет будет воспринят, прежде всего, как «открытая трибуна» для протестно настроенных гражданских активистов и для оппозиции. Хотя очень хотелось бы, чтобы этот орган не рассматривался исключительно как своеобразный клапан для выпуска пара социального недовольства, чтобы Совет не стал площадкой для самопиара отдельных лиц и в конечном итоге не превратился в «говорильню». Для того чтобы этого не случилось, Совет должен изначально проектироваться как рабочий орган, ориентированный на практику и результат» заключил политолог Андрей Чеботаров.

Из всего вышесказанного постепенно вырисовывается модель казахстанского транзита власти: преемственность, стабильность и эволюционное движение вперед.