«ЗАРАЗА УЖЕ ВЕЗДЕ», А В ЦЕЛОМ все как обычно

Как изменилась жизнь в Алма-Ате после введения чрезвычайного положения по COVID-2019


В Казахстане, по данным на 18 марта, количество зараженных коронавирусом людей выросло до 35. С 16 марта в республике действует чрезвычайное положение, которое продлится один месяц. А с 19 марта в Нур-Султане и Алма-Ате будет введен карантин и, как следствие, ограничение на передвижение людей и транспорта по этим двум городам. На это время усилена охрана общественного порядка, запрещены массовые мероприятия, ограничена работа крупных объектов торговли. Президент Касым-Жомарт Токаев призвал казахстанцев в этих условиях «проявить ответственность и дисциплину». Мы решили выяснить, как изменилась жизнь в Алма-Ате.





Парки, магазины, улицы

 

Несмотря на ЧП и опасность подхватить вирус, людей на улице хоть и стало меньше, но ненамного. Вероятно, часть из них спешно пыталась доделать дела и запереться дома, но в парках и скверах тоже было многолюдно. Некоторые просто сидели с детьми на лавочках, возможно, повлияла теплая солнечная погода.

Одно из любимых мест у горожан — район Атакента. Там расположен парк, одна из его посетительниц — женщина, сидевшая на лавочке, наблюдала за своим ребенком, который играл на горке. «Масок в аптеках нет. Продуктами и необходимыми вещами закупаться не стали, зачем создавать ажиотаж. В целом все, как обычно», — описала она происходящее, выражая непоколебимое спокойствие.

Уличные продавцы, как и прежде, торговали овощами и мелкими товарами. «Правда, покупать стали меньше, но уйти по домам мы не можем», — призналась бабушка, сидевшая перед горой фруктов. За десять минут общения с продавщицей к ней за покупками подошла лишь одна женщина.

А вот у продавцов в магазинах и супермаркетах работы было валом. Длинные очереди смешивались с теми, кто шел вдоль полок, выбирая товары. В основном брали крупы, макаронные изделия, муку, подсолнечное масло. Туалетную бумагу тоже брали, но с меньшим ажиотажем. Практически ни на ком из продавцов не было масок.



Банки и обменники

 

В отделении банка лишь на одном сотруднике удалось заметить маску. Посетителей здесь меньше, чем в супермаркете, но достаточно, чтобы организовать очередь. Сидя в ней, женщины, на вид старше 40 лет, обсуждали новость о заражении коронавирусом сотрудницы Halyk Banka. «Зараза уже везде! Мы-то думали, что только те, кто откуда-то прилетел, заразились», — сказала одна из собеседниц.

Речь о пассажирке, прилетевшей 9 марта рейсом Франкфурт — Нур-Султан — Алма-Ата. Руководитель управления общественного здоровья Алма-Аты Тлеухан Абилдаев сообщил, что женщина обещала сидеть дома, но, оказывается, ходила на работу. Теперь вместе с ней на карантине в больнице держат и ее коллег.

Тех, кто пришел в банк, волновало, что будет с их кредитами. Офисные сотрудники перешли на удаленку, однако у многих работа требует физического присутствия. Люди не очень рады больничному листу: продолжительное пребывание на больничном уменьшает зарплату. Некоторые пришли заранее оплачивать кредит, хотя у них дедлайн в конце месяца.

«Вон в Грузии разрешили два месяца не платить кредиты! У нас такого хрен дождешься!» — эмоционально жестикулировал мужчина лет пятидесяти, обращаясь к молодому консультанту, который вводил какие-то данные в терминал и делал вид, что ничего не слышит.

Сегодня, кстати, сообщили, что банкам временно запретят начислять штрафы и пени за просрочку более 90 дней по кредитам. Не Грузия, конечно, но хоть что-то утешительное.

С утра 16 марта очереди были и в обменных пунктах, после того как правительство отпустило тенге в свободное плавание. Но ажиотаж был небольшой.

После 12:30 обменники перестали проводить операции с иностранной валютой, но через несколько часов в Алма-Ате снова открылись. Жители могли продать доллар за 435 тенге, а купить — за 440 тенге, хотя еще в феврале «американец» стоил 378 тенге.



Месяц без кино

 

Среди людей на улице можно было заметить молодых парней на велосипедах с большими желтыми коробами на спине. Это доставщики еды. «Заказов меньше стало, хотя в заведениях людей еще меньше. Не боюсь ли заразиться? Ну, на все воля Бога», — говорит велосипедист, трогаясь с места.

В основном на доставке еды подрабатывают студенты. Их отправили на дистанционное обучение. Поэтому днем они могли себе позволить гулять по Арбату. Обычно их полно в торгово-развлекательных центрах, где есть кинотеатры, фудкорты. Но многие ТРЦ с 16 марта не работают. На дверях объявление: объект закрыт «во исполнение указа президента» на период действия чрезвычайного положения. При этом гипермаркеты и аптеки внутри ТРЦ работают. Временно закрыты кинотеатры, аттракционы, батуты для детей и фудкорты.

На рынках в не продуктовых отделах почти безлюдно. Больше всего расстроены поставщики товаров из Китая и Южной Кореи. «Выручки все меньше, груз застрял. Что будет дальше? Хотелось бы, чтобы дали отсрочку по кредиту (на открытие дела). А еще аренду (за место) платить», — грустит Андрей в бутике, где продаются заколки из Китая и Южной Кореи.



«Масок нет! Следующий»

 

Отдельно стоит описать происходящее в аптеках Алма-Аты. Во многих из них до сих пор нет масок, хотя 13 марта местные власти обещали, что «в выходные в городе выпустят 140 тысяч. А с понедельника, 16 марта, около 180 тысяч ежедневно».

Тем не менее на дверях некоторых аптек, куда заходил наш корреспондент, висело объявление «Масок нет». В других аптеках уже на входе продавцы сразу предупреждают, что масок и антисептиков нет, даже если ты зашел за парацетамолом. Есть аптеки, где продают только респираторные маски, которые можно надевать несколько раз. Зато стоят они свыше 1200 тенге (около $3 по новому курсу).

Многие горожане рвутся в центральную аптеку. Очередь заканчивался у входной двери, где стоит охранник. Утром, говорит он, люди стояли в ожидании аж на пороге.

Обычные маски стоимостью в 20-30 тенге после выявления коронавируса в Алма-Ате подорожали минимум в 5-6 раз. «Вчера и сегодня утром было 150 (тенге), а сейчас 200. «Ацикловир» (противовирусный препарат) подорожал в два раза», — удивляется один покупатель. «Почему так? Правительство говорило, что нельзя поднимать (цены)», — возмущается другой. «Не мы ставим цену», — сухо ответили на кассе. «Очередь не задерживайте», — также послышался женский голос от сотрудницы в белом халате.

Маски и антисептики неожиданно для многих продавались в магазинах на заправках. Водители, зашедшие купить воду, случайно замечали объявление на витрине об их продаже и скупали пачками.

Если говорить о транспорте, то, казалось, люди меньше стали куда-то ездить. Хотя таксист в маске поделился, что у него стало больше клиентов из числа тех, кто обычно передвигался на автобусе.

Общественный транспорт пока работает в прежнем режиме. Было объявлено, что автобусы и вагоны метро будут обрабатывать дезинфицирующими средствами. Несмотря на это, в автобусах можно заметить свободные места, что подтверждает выводы таксиста. Многие пассажиры в масках, некоторые из них стараются не держаться за поручни. Самым удобным и безопасным транспортом на сегодня стал электро- самокат.






Тулкин Ташимов, КазТАГ


ПОД ТЕКСТ

Грядущий крах МСБ?


Малый и средний бизнес (МСБ), который не получит государственную поддержку во время режима чрезвычайного положения (ЧП) в Казахстане, может ожидать крах, считают эксперт международной брокерской группы TICKMILL Арман Бейсембаев и генеральный директор Республиканского центра помощи предпринимателям (РЦПП) Дмитрий Казанцев.

«По пессимистическому сценарию все более или менее мелкие предприниматели, которые не успели или не смогли создать финансовую подушку, будут останавливать деятельность или закрываться совсем, потому что есть вероятность, что запуститься потом уже не смогут. Опять же, тут надо смотреть по видам деятельности, потому что есть виды деятельности, которые смогут пережить такую остановку, поскольку и так включают в себя подобную сезонность в работе, для других это будет означать крах», — озвучил вариант развития событий в связи с введением в Казахстане чрезвычайного положения (ЧП) Бейсембаев.

Также он озвучил оптимистический сценарий, при котором режим ЧП сохранится лишь на месяц и после будет снят полностью.

«Определенный ущерб будет нанесен, но небольшой. Большая часть предпринимателей, в принципе, способна пережить подобную остановку и после снятия режима ЧП, может вернуться к работе», — считает эксперт.

В свою очередь, Казанцев сомневается в том, что хватит средств, выделенных в качестве государственной помощи.

«На самом деле сейчас президент РК дал сам себе полномочия без предварительного согласования распоряжаться бюджетом. Т300 млрд может не хватить. Это были приблизительные подсчеты. И с каждым днем будет появляться все больше и больше проблем, требующих решения», — уверен он.

В частности, эксперт остановился на самых уязвимых отраслях казахстанской экономики.

«К примеру, возьмем те отрасли, которые находятся практически на грани банкротства. Это как раз тот самый малый и средний бизнес, который никак под государственную помощь не попадает. Думаю, уже в ближайшие дни размер государственной помощи будет пересматриваться и корректироваться», — пояснил Казанцев.

На вопрос, что произойдет с МСБ, не подпадающим под государственную помощь, если цены на энергоносители будут и дальше падать, а угроза вспышки коронавируса расти, Бейсембаев ответил, что «в этом случае режим ЧП будет продлен и разразится полномасштабный кризис».

«Причем с бешеной двузначной инфляцией, обесценением курса, тотальной безработицей и, возможно, с беспорядками на улицах из-за роста социальной напряженности. Бизнес такое пережить просто неспособен, соответственно, получим массовое его закрытие», - полагает он.

Вариант, если цены на энергоносители будут расти и стабилизируются на докризисном уровне, а угроза вспышки коронавируса снизится, эксперт считает не менее вероятным.

«В этом случае ситуация стабилизируется, экономическая жизнь вернется в свое привычное русло, вероятно, и курс тенге немного укрепится на 10-15 пунктов», — прогнозирует Бейсембаев.

Со своей стороны, Казанцев также рассмотрел вариант обострения ситуации.

«В случае продолжения падения цен на нефть и вспышки коронавируса может возникнуть некий хаос, и множество людей могут остаться не просто без работы, но и средств существования. Видимо, именно об этих отраслях (которые пока не подпадают под государственную помощь — КазТАГ) со временем вспомнят и расширят государственную поддержку, включив сюда тех, кто на самом деле оказался на грани выживания», — предполагает он.

Вместе с тем эксперт не уверен, хватит ли для Казахстана одного месяца карантина.

«Все сейчас не слава богу: и нефть падает в цене, и бардак с курсом тенге. Как следствие — все будет дорожать, несмотря на то, что и сегодня проблем хватает. Сейчас сложно сказать, какими темпами будет распространяться коронавирус, хватит ли Казахстану одного месяца ЧП, или оно будет продлено. Понятно, что месяц еще можно пережить, перетерпеть, так как какие-то запасы имеются. Если же ЧП продлится, то и выделенных денег не хватит, и надо будет еще какие-то ограничения вводить», — констатирует Казанцев.

Между тем Бейсембаев сконцентрировался на основных трендах.

«Исходя из нынешней обстановки, очень вероятно, что события могут развиваться по пессимистическому сценарию. Падение цен на нефть, даже и без режима ЧП из-за коронавируса, вымывает частный сектор, который довольно активно сокращается. По итогам прошлого года количество предприятий, которые находятся на стадии ликвидации и закрытия, либо приостановили свою деятельность в сфере торговли и строительства, резко выросло на 30%. Этот процесс продолжается по сей день и ситуация со вспышкой вируса, режимом ЧП, падением цены на нефть, только усиливает эти тенденции», — резюмирует Бейсембаев.