Казахстан после пандемии

Нынешний статус-кво в отношениях между дуумвирами находится в неустойчивом равновесии. Все ли чиновники пройдут тест на «библиовирус»?

 

Раньше или позже эпидемия коронавируса пойдет на спад. Уже сегодня понятно, что цена победы над пандемией окажется весьма высокой. Сумма, которую предъявит к оплате вирус той или иной стране будет неодинаковой. Имеют значение и масштабы заражения, и антикризисные действия правительств, и структура экономики. Отчаянная финансово-экономическая ситуация складывается в государствах, сидящих на «нефтяной игле». Обрушившиеся цены на углеводороды поставили «petrostates», где, как правило, правят авторитарные режимы, в очень тяжелое положение. Но на экономический кризис в пост-пандемическом Казахстане накладывается еще и политическая неопределенность, связанная с состоянием здоровья первого президента.

Его трехнедельное отсутствие на публике, после скоропалительного визита в Москву, вызвало нешуточный переполох во властных коридорах. В этот период резко снизилась медиа активность всех окружающих Нурсултана Назарбаева лиц. Библиотека либо чего-то выжидала, либо находилась в состоянии прострации. И, действительно, им есть за что переживать. Представим себе, что такой сценарий развития событий все-таки случился.




«Казахстан без Назарбаева»


Влияние Касым-Жомарта Токаева и его ближайшего окружения будет расширяться со скоростью вирусной эпидемии. В Акорду выстроится очередь из чиновников и олигархов, желающих сдать тест на «библиовирус» и лояльность второму и единственному президенту. Близость к «бывшим» превратится из счастливого в волчий билет.

Однако смена касты «неприкасаемых» не изменит авторитарной сущности казахстанского государства. Каким бы «прогрессивным» в чьем-то воображении не представлялся Токаев, он вряд ли откажется от своих обширных полномочий. Его не однажды повторенное кредо «сильного президента» не оставляет нам никаких иллюзий на этот счет. Со временем (не слишком, впрочем, долгим) к преемнику перейдет вся полнота власти, включая председательство в Совете безопасности, Ассамблее народов Казахстана, а возможно, и в правящей партии. Транзит власти завершится, даже если отдельные представители клана Назарбаева еще попытаются некоторое время побороться за власть и нажитую собственность. Как это не парадоксально, но окончание двоевластия лишит нас шансов вырваться из колеи авторитаризма.

Недавнее появление патриарха на публике показывает, что такой сценарий пока откладывается. Вместе с тем, здоровье Нурсултана Назарбаева остается одним из ключевых факторов, определяющих политическую ситуацию. Какие перспективы ожидают нас после победы над эпидемией COVID-19?



«Нур-Отан во главе колонны»


Если «лидер нации» и правящей партии вполне здоров и настроен решительно, то он непременно «встанет во главе колонны» славных борцов с коронавирусом, оттесняя на обочину своего визави, который за время чрезвычайного положения начал всерьез вживаться в роль Верховного главнокомандующего. Вчерашняя статья-обращение первого президента с призывом к членам партии Нуротан «быть в первых рядах» ложится в русло подобных намерений.

Далее можно ожидать реализации задуманных Назарбаевым планов. В первую очеред возобновления отложенных мероприятий партии Нур-Отан. Режим ЧП наглядно продемонстрировал насколько опасно, для обитателей Библиотеки, доминирование президентской вертикали и какими беспомощными они становятся при физическом отсутствии своего патрона, вручную управляющего всей сложной системой сдержек и противовесов. С этим, не откладывая, нужно что-то делать. Для елбасы важно, еще до новых выборов в Мажилис, законодательно закрепить приоритеты своей партии в вопросах формирования исполнительной власти в центре и на местах. Естественно, что расширение полномочий правящей партии означает, что у кого-то – понятно у кого – их станет меньше.

На воплощение таких планов может повлиять ситуация в России. Останется ли Кремль индифферентен к конституционным реформам в Казахстане или за его словами о пагубности двоевластия стоит негативное к ним отношение?



Status quo ante bellum


Если состояние Назарбаева не позволит ему взять инициативу в свои руки, то в среднесрочной перспективе наиболее вероятен сценарий, сохранения теперешнего «статус-кво». То есть двоевластие будет продолжаться в виде ситуативного соперничества дуумвиров, с его режимом «двурукого» управления страной посредством временных консенсусов по тем или иным кадровым назначениям.

Между тем, после выхода из режима ЧП доминирование Библиотеки не будет таким очевидным. Истеблишмент уже сейчас делает собственные выводы относительно политических перспектив. Можно предположить, что Токаев и его присные постараются воспользоваться ситуацией. Действующий глава государства предстанет в лаврах победителя, принявшего решительные меры в борьбе с глобальной эпидемией и, тем самым, продемонстрирует, что именно «старая команда» не давала ему развернуть свои управленческие таланты и продвигать прогрессивные нововведения.

Вместе с тем, политическая ревность и тревога о будущем не оставят елбасы безучастным наблюдателем чужого триумфа. При этом сценарии соперничество не только продолжится, но и перейдет в более явную и нервную форму. Уже сейчас, не только анонимные, но вполне идентифицируемые телеграм-каналы и СМИ не стесняются потоптаться на слабостях и пороках правящего клана. В условиях экономического спада и связанного с ним роста общественного недовольства, у Акорды не останется других вариантов, как перевести стрелки на отца-основателя доставшихся Токаеву проблем.

Именно в таком, межеумочном состоянии мы подойдем к очередной точке политической бифуркации - выборам в Мажилис и маслихаты.

В прежние времена они бы наверняка прошли досрочно, пока еще есть материальный запас для социального подкупа электората, пока исполнительная вертикаль беспрекословно подчиняется воле единого центра. Но теперь последствия введения ЧП и противоречия между дуумвирами не дадут запросто провернуть этот трюк. У партии Нур-Отан - остается одна надежда: тотальные фальсификации. Ее лидер может еще надеяться на получение в 2021 году простого большинства депутатских мандатов, но ему, ради безопасности и сохранения контроля, необходимо вновь заполучить конституционное большинство - 3/4 мест в Мажилисе. Такой кунштюк, даже с махинациями, представляется событием столь же фантастическим, как и второе пришествие первого президента.

Нынешний статус-кво в отношениях между дуумвирами, как бы не увещевали нас штатные пропагандисты, не находится в состоянии устойчивого равновесия. Двоевластная конструкция искусственна по своей природе, а потому не может существовать сколь угодно долго. Раньше или позже (хотя бы, в силу биологических законов) двоевластие завершится и, если Назарбаев не решится на ослабление президентской вертикали, то финал по первому, отложенному пока сценарию, окажется неизбежен.